|
Ведомства тянут с принятием госпрограмм, по которым с 2013 года будет верстаться бюджет. Как следует из доклада Минэкономразвития, девять госпрограмм, которые должны были быть готовы к августу, не представлены вовсе. К ряду других есть нарекания: повышенные финансовые запросы и неочевидность поставленной задачи.
В распоряжении «Газеты.Ru» оказался подготовленный в Минэкономразвития доклад о ходе разработки проектов государственных программ (ГП), на основе которых с 2013 года должен будет формироваться бюджет. Из документа следует, что по состоянию на начало ноября в министерство так и не были представлены проекты девяти госпрограмм. Всего на утверждение в ведомство должны прийти проекты 40 документов. В соответствии с распоряжением правительства, которым был утвержден план повышения эффективности бюджетных расходов, все проекты должны были быть отправлены разработчиками до 22 августа. Одна из основных причин просрочек - ведомства вкладывают в свои проекты излишне большое бюджетное финансирование и не могут согласовать эти суммы с Минфином. «В отдельных случаях превышение составляет от 25 до 400 процентов», - уточняется в докладе со ссылкой на внутреннюю справку Минфина. В число наиболее затратных входит ГП по развитию Северного Кавказа. Ее проект был обнародован Минрегионом еще летом, однако программу до сих пор не могут согласовать в правительстве из-за завышенного объема финансирования, запрошенного разработчиками. Согласно первому проекту, общие затраты на реализацию ГП были оценены в 3,9 трлн рублей до 2025 года, из которых 2,7 трлн рублей - деньги федерального бюджета. Сейчас Минрегион занимается переработкой программы, но окончательного текста документа нет до сих пор. В конце октября источник в окружении вице-премьера Александра Хлопонина признавал, что до конца года проект принять так и не удастся. Наибольшее финансовое «отклонение» у программы «Развитие внешнеэкономической деятельности». Согласно, доведенным до разработчиков объемам финансирования в следующем году бюджет готов потратить на мероприятия, входящие в эту программу 71,5 млрд, в то время как составители насчитали на 115 млрд больше. На втором месте по запросам госпрограмма «Региональная политика и федеративные отношения». На нее в разрезе расходов бюджета следующего года заложено около 150 млрд, но недостача все равно большая, авторам нужно еще 63 млрд рублей. В материалах Минфина отмечается, что «как правило, обоснование завышения данных по финансированию в проектах госпрограмм отсутствует». По словам Андрея Чернявского из Центра развития ВШЭ ГУ, сложности с разработкой программ могут возникать из-за проблем с самой концепцией проведения бюджетной реформы. Так, эксперт отмечает, что не все виды расходов легко можно вписать в какую-то программу, где описаны цели, задачи и показатели, которые должны быть достигнуты по итогам реализации проекта. «Концепция в целом предлагает представить все расходы в виде госпрограмм и тут министерства сталкиваются с реальными трудностями», - отмечает он. «Непонятно как договариваться, что куда вписать. В какую программу укладывается тот или иной блок», - добавляет директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов. Чернявский считает, что переход на формирование бюджета по программному принципу, возможно, целесообразнее было бы сделать постепенным: чтобы ведомствам не приходилось расформировывать по ГП 100% расходов сразу. «Какие-то расходы удобно предоставлять в виде программы, а какие-то нет. И в итоге это сводится к придумыванию искусственных показателей», - говорит он, замечая, что это является одной из причин, по которой ведомства сопротивляются переходу. «Их деятельность будут оценивать по искусственным параметрам», - объясняет эксперт. В докладе Минэкономразвития констатируется, что в некоторых госпрограммах составители вообще не написали, какие изменения должны произойти в отрасли в результате реализации программы. В разделе с указанием конкретных показателей, которые должны быть достигнуты, например, через два или три года работы, некоторые просто ставили одни и те же цифры, говорится в документе. Финальный этап проведения бюджетной реформы должен будет пройти уже при новом премьере.
Автор: Ольга Болотова
| |