|
В Москве 18 ноября встретятся президенты России, Белоруссии и Казахстана. Встреча без преувеличения историческая: члены Таможенного союза подпишут Декларацию о евразийской экономической интеграции.
В ней сказано, что за Единым экономическим пространством, которое заработает 1 января, должен последовать новый этап объединения - создание Евразийского союза. На постсоветском пространстве, в том числе на Украине, давно размышляют о перспективах участия в интеграции. И первые совместные проекты с Россией уже показывают: выгода очевидна.
В предыдущий раз российский флаг на новом корабле тут поднимали еще в минувшем тысячелетии. Блестящий краской траулер «Генерал Трошев» вот-вот возьмет курс на Находку. На Дальнем Востоке вспомнили про завод из Николаева. Украинские корабелы справились.
«Мы получили корабль, который нас удовлетворяет, который будет работать на просторах российских экономических вод», - отмечает капитан морозильного траулера рыбозавода «Генерал Трошев» Александр Вайнутис.
В планах - строительство еще одного такого судна. Ждет своего часа и плавбаза для обслуживания атомных подводных лодок. По ней с Россией идут переговоры. Но главный профиль этого предприятия все же гигантские надводные корабли. На Черноморском заводе тоскуют по большому делу.
«Черноморский завод владеет двумя стапелями, где был построен весь авианесущий флот Советского союза, - рассказывает директор Черноморского судостроительного завода Валерий Калашников. - На мой взгляд, если у России есть эта необходимость, есть планы по строительству авианосцев, лучше площадки, чем Черноморский завод, для этого нет».
Когда спускали на воду единственный российский авианосец «Адмирал Кузнецов», на митинг пришли все, кто его строил, то есть раз в десять больше, чем сейчас работает на всем заводе. Сейчас на производстве заканчивают голландский контейнеровоз. Но все это разовые заказы. В настоящем экономическом объединении тут видят свое будущее.
«Мы считаем, что наш выход в дальнейшем и вообще совместное пребывание с Россией необходимо, говорит рабочий завода Александр Жело. - Как партнеры мы более близки друг другу чем с Европой».
Начало истории кораблестроительства - на берегах Ингула. Сохранился вердикт с подписью князя Потемкина. Кооперация начинается тогда же. Но главное - это, конечно, сами корабелы. Ехали работать в Николаев со всей страны. 20 лет простоя отчасти распугали людей. Кто-то ушел на пенсию, кто-то уволился. Но отнести надпись на самом знаменитом в городе-памятнике лишь к артефактам его истории тоже нельзя.
«Николаев в Украине пока еще сохранился как база кораблестроения и судостроения, - рассказывает губернатор Николаевской области Николай Круглов. - Мы имеем здесь университет. И для нас крайне важно получить такого крупного заказчика как Россия. Чтобы говорить о союзе нужно начинать с чего-то маленького».
И самые больше надежды как всегда - на корабль, уже 20 лет подпирающий причальную стенку другого николаевского завода. Считается, что крейсер проекта 1164 достроен на 95%. Украина вроде бы не против продать его России, но и вложить в корабль, чтобы превратить его в боевой придется едва ли не меньше его нынешней стоимости. В прошлом году Верховная Рада, готовясь к сделке, даже лишила его названия «Украина». На этом предпродажная подготовка пока закончилась.
| |