|
Лидер Мариинки рассказал «Труду» о визите к главным друзьям-конкурентам и о своем отношении к творчеству самого модного столичного оперного режиссера
В Третьяковской галерее в торжественной светской обстановке вручили международную премию Montblanc de la Culture Arts Patronage Валерию Гергиеву. Став первым за 20 лет истории награды россиянином (ранее ее удостаивались лорд Ротшильд, Джеки Чан и другие), Валерий Абисалович поделился с нашей газетой своим взглядом на культуру и на то, как цивилизованное государство должно ее поддерживать.
- Валерий Абисалович, где вы храните внушительную коллекцию своих наград и как намерены распорядиться суммой в 15 тысяч евро, которая прилагается к премии Montblanc?
- Я пока не построил хранилища с особым режимом влаги и температуры для наград, подумаю над этим вопросом. А эти средства я, естественно, направлю на какую-нибудь полезную акцию - например, приезд в Петербург трех-четырех молодых артистов. Каждый день все острее и острее я ощущаю потребность понять, нет ли еще какой-нибудь возможности еще что-то сегодня сделать для молодежи. Когда то, в конце 80-х, мне показалось важным рассказать всему миру, что есть Евгений Кисин, Максим Венгеров, Вадим Репин. Кажется, недавно были маленькими звездочками и Анна Нетребко, и Ольга Бородина. Ныне они певицы глобального масштаба. Я уверен, у нас много талантливой молодежи, которая сегодня с большим нетерпением и напряжением ждет своего шанса. Но сейчас ситуация в мире становится крайне опасной для настоящего искусства, когда даже правительства традиционно самых культурных стран - таких как Германия, Италия, Голландия или Франция - не раздумывая урезают бюджетное финансирование культуры, которое всегда там было очень весомым. И тут роль меценатства становится еще более ключевой. К счастью, у России нет триллионных долгов. И мы очень надеемся, что правительство не сократит финансирование культуры. Даже, может быть, найдет возможность немного его увеличить.
Тут я хочу вернуться к оригинальному значению слова «меценат», то есть «патрон». Моими патронами были Джордж Шолти, Святослав Рихтер, Питер Устинов. В трудные 90-е годы, будучи молодым руководителем Мариинского театра, я пытался понять, каким путем надо идти. И именно Рихтер, глядя на меня в упор, сказал мне: «Вам надо поставить "Парсифаля". И позже подсказал мне, какой, на его взгляд, должна быть постановка "Китежа": Постановки Мариинского театра стараются не уводить публику от традиционно прекрасного, упоительного мира искусства. Поэтому я как могу сохраняю в репертуаре спектакли "Хованщина", "Мазепа" или "Садко". Если мы уничтожим эти спектакли, кто придет и сделает, например, "Хованщину"? Может, как Москва думает, это будет Митя Черняков? Но я из-за него не стану убирать спектакль Федоровского. И в этом заключается не только здоровое чувство консерватизма, но и просто любовь к красоте.
- Вы уже побывали в историческом здании Большого театра, открывшемся после ремонта?
- Да. Причем задолго до того, как прошла информация, что билеты будут стоить по 5-10 тысяч евро. Я оказался тем бедняком, которому разрешили войти туда бесплатно. Это было месяца полтора назад. И от того, что я увидел, у меня остались самые хорошие ощущения. Не могу прокомментировать спор о том, сколько там осталось подлинной бронзы. Я вошел в зал - он сверкал золотом, но акустики зала я пока не слышал. Мне очень хочется, чтобы творческий потенциал Большого театра соответствовал тем великим традициям, которые мы любим и чтим.
- Вы собираетесь продолжать патронировать конкурс Чайковского?
- Мне уже давно поступило такое предложение. И я продолжаю заниматься судьбой конкурса и его победителей - лауреаты конкурса Чайковского провели очень активные месяцы. Но я делаю это спокойно и неброско. И фактически в каждом городе, где я выступал, я стремился задействовать лауреатов. Сегодня золотая медаль конкурса не является главной целью для начинающих строить свою карьеру музыкантов. Они хотят получать ясные и лестные контракты, дающие возможность выступать на лучших сценах мира.
Притом я убежден, что лауреаты конкурса Чайковского должны появляться не только в европейских, американских, азиатских концертных залах, но и в российских городах. Думаю, это вполне справедливая постановка вопроса для страны, проводящей столь грандиозный конкурс и вкладывающей в него громадное количество сил и средств.
| |