|
Европейский центробанк и его главный донор Германия не хотят запускать печатный станок, чтобы тушить кризис в еврозоне. Но инвесторы и политики других европейских стран уверены, чтобы теперь у ЕЦБ нет другого выбора
Франкфурт-на-Майне. 18 ноября. FINMARKET.RU - Инвесторы и европейские политики все больше приходят к уверенности, что кроме Европейского центрального банка (ЕЦБ) никто не сможет спасти ЕС от кризиса, пишет газета The New-York Times. ЕЦБ фактически настойчиво предлагают стать европейским аналогом Федеральной резервной системы в США, который с кризиса 2008 года может печатать деньги в любом количестве для поддержания нормального функционирования рынков.
Премьер-министр Испании Хосе Луиса Сапатеро уже обратился к руководству ЕЦБ срочно найти выход из сложившейся кризисной ситуации.
Средневзвешенная доходность испанских гособлигаций с погашением в январе 2022 года при размещении в четверг составила максимальные с 1997 года 6,975% годовых по сравнению с 5,433% годовых на аукционе 20 октября. Доходность 10-летних бондов Греции, Ирландии и Португалии превысила 7%-ный рубеж. Рост доходности облигация Италии стал основной причиной падения правительства Сильвио Берлускони.
Призывы к ЕЦБ взять на себя роль кредитора последней инстанции звучат уже давно, однако руководство ЕЦБ и его основной участник Германия отказываются тушить кризис с помощью печатного станка. В совете управляющих ЕЦБ Бундесбанк имеет всего 2 голоса из 23, однако он вносит наибольшую часть капитала. На немецком центробанке лежит и ответственность за «спасательные операции», включая выкуп гособлигаций проблемных стран. Так, бундесбанк в критический момент на прошлой неделе обеспечил относительно успешное размещение 5-лентних облигаций Италии.
В соответствии с собственной хартией, ЕЦБ трактует свою роль куда более узко, чем это делает американский центробанк. Главная задача ЕЦБ - препятствовать чрезмерному ускорению инфляции. Однако аналитики уверены, что в процессе борьбы с тем, что эксперты называют «призраком инфляции», ЕЦБ задушил рост экономики Европы и поставил союз на грань финансовой катастрофы.
Как пишет The New York Times, отвращение Бундесбанка к инфляции, ускорение которой неизбежно последует за запуском печатного станка, заложено на генетическом уровне и по наследству передалось ЕЦБ, который проводит выкуп активов в смехотворно малых масштабах (порядка $252 млрд против $2 трлн, выкупленных ФРС).
Но эксперты уверены, что жесткая позиция Германии должна измениться - теперь речь идет о самом существовании еврозоны.
«Найти выход из кризиса без участия ЕЦБ невозможно, - говорит профессор Graduate Institute в Женеве Кароль Выплош. - Суммы, о которых мы говорим, слишком велики для кого бы то ни было кроме ЕЦБ».
По мнению германских властей, кредитование проблемных стран еврозоны за счет выкупа их гособлигаций не только противоречит нынешним соглашениям, но и покрывает безответственность правительств, не соизмеряющих траты с реальными возможностями экономик. С этой точки зрения запредельно высокая доходность облигаций «проблемных стран» - это оценка инвесторами качества госуправления и конкурентоспособности.
| |