|
Через 20 лет после Беловежской пущи Россия, Казахстан и Белоруссия собирают камни. На саммите в Москве решено, что впервые с советских времен у нашей «тройки» появится общий орган - Евразийская комиссия - и новый - Евразийский - союз. О новом витке в сотрудничестве трех государств «Вестям в субботу» рассказал президент Белоруссии Александр Лукашенко.
- Евразийский Союз - это будет государство или это будет союз государств?
- Это будет союз суверенных государств.
- С национальными органами, тем не менее.
- С наднациональными органами. Вот только в комиссию, которую мы создали, мы передадим порядка 175 функций.
- Впервые с советских времен.
- Впервые с советских времен. Страшно когда-то было говорить о наднациональных органах. Многие государства вообще от этого шарахались, в том числе и Казахстан. А сейчас прошло определенное время, и мы к этому пришли.
- Александр Григорьевич, рано сейчас приводить в пример Европейский Союз на фоне того, что происходит в Еврозоне. Европейцы не очень все продумали, в том числе и то, что касается евро. У них в свое время была условная валюта. Но, тем не менее, для удобства.
- Общая валюта.
- Когда вы упомянули совместное ВВП России, Белоруссии и Казахстана, тем не менее, посчитали его в долларах. А это, наверное, все-таки странно, если мы в долларах будем продолжать рассчитываться внутри Евразийского Союза. Может быть, пришло время подумать о возврате к единой валюте? Может быть, не в форме евро, но в форме экю? Я имею в виду здесь, на этом пространстве.
- Вы хотели сказать, не в форме рубля даже, а в форме экю?
- Я хотел сказать российского рубля, но не сказал.
- Вы знаете, все возможно. Но вы очень правильно в начале сказали: спешка, непродуманность и непросчитанность вариантов могут привести к тому, что сегодня происходит в Европе. Вроде бы доброе дело сделали. Евро сыграло очень большую роль, особенно во времена предыдущего кризиса, и в то же время большие проблемы появились. И, как у нас говорят, не туда и не сюда. И не выбросишь Грецию и другие страны, потому что это будет означать признать свой провал. Цивилизованный Европейский Союз - и вдруг провалился. С точки зрения экономики нельзя его разваливать. И в то же время ситуация очень кризисная, поэтому все надо продумывать. Дом надо строить, как мы все договорились, с фундамента, а не с крыши.
- Но вы не исключаете такой вариант?
- Абсолютно. Мы сегодня говорили об экю. Мы не говорили о тенге, о белорусском рубле или российском. Я на этом давно уже настаиваю: давайте перейдем в наших расчетах на национальную валюту. Давайте на российский рубль. Почему мы, рассчитываясь с вами за энергоносители, за сырье, за прочее, что мы у вас покупаем, платим долларами? Давайте перейдем на российскую валюту. Ваш президент однозначно это поддержал, и президент Назарбаев говорит: давайте в национальных валютах будем торговать. Мы меньше будем использовать «американца» в своих расчетах. Почему бы расчетную единицу не ввести, как вы ее назвали, - экю? Так мы через это можем прийти, как пришли через Таможенный союз, к Единому экономическому пространству. Может быть, вырулим и на российский рубль, если он будет для всех интересен. А у него очень много составляющих, чтобы представлять для всех интерес.
- Где будет штаб-квартира? Вам бы где хотелось?
- Штаб-квартира будет в Москве. Я никогда не ставил вопрос о том, чтобы штаб-квартира была в Минске. По большому счету для нас это безразлично. Это будет Москва. Мною было предложено вашему премьеру и президенту: у нас был хороший орган в социалистическом лагере - СЭФ. Есть очень хорошее здание. Это была международная организация. Давайте приведем в порядок это здание. Там все есть - и гостиница, и стоянки, рядом Дом правительства российского, есть связь, чтобы завтра зайти и работать. Давайте его приведем в порядок и разместим там наш этот первый орган. Отторжения никакого.
- Вы все продумали, Александр Григорьевич.
- Да.
- Наступило завтра. Союз создан. Наступил 2015 год.
- Подождите. Союз не создан. Это большая проблема. Мы были готовы подписать декларацию. Но наши казахские друзья, мягко говоря, попросили нас назвать декларацию «Евразийская интеграция». Экономическая интеграция. Хорошо, давайте в таком виде подпишем. Главное - суть. А суть осталась хорошая. Это наша перспектива. Там и о валюте мы сказали, и о том, что возможна и более тесная интеграция, переплетение экономик и так далее. Поэтому к Евразийскому Союзу мы договорились прийти к 2015 году. Потом мы подумали: почему до 2015 года, ведь основу мы сделали за полтора года?! Давайте закончим к концу 2013 года. И Дмитрий Медведев, и Нурсултан Назарбаев отметили, что мы вполне это можем сделать. Так что, возможно, мы приблизим срок формирования Евразийского Союза.
- 13-е число будет счастливым?
- Да. Но я не могу вам гарантировать, что там будет единый паспортно-визовый режим, как это хотелось бы. Я не думаю, что нам удастся приблизить Казахстан к тому, что есть у Белоруссии, чтобы не было никаких пограничных переходов, границ и так далее.
- Но движение в ту сторону началось?
- Конечно. Главное - идти. В этом ценность сегодняшнего дня. Наверняка мы еще не все проработали подробно, но мы начали движение. А когда идет движение, есть определенная инерция, то выбранное направление можно считать правильным. Инерция положительная. Она не даст нам развернуться в обратную сторону. Мы все равно пойдем к лучшему.
| |