|
В минувшую пятницу более чем на час из-за анонимного звонка о минировании состава была задержана отправка поезда «Невский экспресс» из Санкт-Петербурга в Москву. Состав был обследован с помощью служебных собак и технических средств. К счастью, взрывного устройства в поезде обнаружено не было.
Подобных случаев ложных сообщений о якобы готовящихся терактах только за последний год было немало. Чаще всего «шутники» сообщают о «минировании» аэропортов, вокзалов, поездов, крупных деловых или торговых центров. Разумеется, спецслужбы оперативно реагируют на такие угрозы - к месту возможного происшествия стягиваются военные, людей приходится эвакуировать. Как правило, такие сообщения привлекают внимание СМИ. И никогда точно неизвестно: ложная тревога или реальная.
Телефонные террористы наивно полагают, что поймать их крайне сложно или даже невозможно. Однако статистика Ространснадзора свидетельствует о неизбежности наказания для таких «шутников».
Поиск так называемых телефонных террористов Ространснадзор ведет во взаимодействии с органами ФСБ и МВД России. Потому что телефонный терроризм - не просто хулиганство, а серьёзное уголовное преступление.
Ведомство сообщает, что благодаря внедрению специальных технических средств и оперативному взаимодействию государственных служб были найдены практически все авторы ложных угроз.
Так, например, звонок с чужого мобильного телефона, вымышленное имя и чужой адрес не помогли замести следы мужчине, который сообщил о готовящемся теракте в аэропорту Владивостока. Позже выяснилось, что таким образом он хотел задержать улетающего в Москву знакомого, который задолжал ему деньги. Теперь «шутнику» грозит лишение свободы на срок до трех лет.
Вот еще один пример: анонимное SMS-сообщение о якобы готовящемся теракте, отправленное через Интернет, также не помешало установить личность Екатерины Ясевой - приемосдатчика груза и багажа в иркутском аэропорту Иркутска, сообщает Ространснадзор.
24 октября 2011 года Октябрьский райсуд Иркутска признал её виновной в заведомо ложном сообщении о готовящемся взрыве в иркутском аэропорту и приговорил к административному штрафу. Прокуратурой решается вопрос о направлении в суд искового заявления о взыскании с Екатерины Ясевой причиненного аэропорту ущерба.
А в Томске задержан телефонный террорист, сообщивший об угрозе взрыва в самолете рейса Томск-Москва. Злоумышленник позвонил на телефон справочного бюро аэропорта в пятницу вечером и сообщил об угрозе взрыва. Подозреваемый был установлен и задержан в течение нескольких часов.
В июне сотни пассажиров были эвакуированы из здания железнодорожного вокзала в Красноярске из-за угрозы взрыва. Взрывчатки не нашли, но выяснялось, что «минерами» были два 10-летних брата-близнеца. Так как дети не достигли возраста уголовной ответственности, отвечать за их поступок придется родителям - их привлекут за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей по воспитанию несовершеннолетних и заставят возместить ущерб, причиненный тем, что была сорвана работа вокзала.
Три года тюрьмы грозит и телефонному хулигану, который в июне сообщил о минировании Главного управления МВД по Санкт-Петербургу. И таких случаев - множество.
Не ушел от ответственности и автор звонка из Пакистана в администрацию отеля «Park Inn Шереметьево» о заложенной в аэропорту бомбе. «Международные конвенции рассматривают ложную угрозу как преступление, поясняет Ространснадзор. - Поэтому по каждому международному звонку мы информируем власти соответствующего государства с целью принятия мер реагирования. Такое сотрудничество ведется на постоянной основе. Ответственность телефонный террорист будет нести уже по законам другого государства, которые бывают гораздо жёстче российских».
Ложное сообщение о теракте обычно бывает анонимным, поясняют в ведомстве. Однако анонимность вовсе не гарантирует безнаказанности. Это не просто хулиганство - каждый такой звонок ведет к масштабным последствиям.
Сотрудники транспортных объектов обязаны быть предельно бдительными и ответственными, в том числе незамедлительно реагировать на поступающую к ним информацию о готовящемся акте терроризма. Поэтому на объектах транспортной инфраструктуры при получении подобного рода сигналов сразу вводится в действие план антитеррористической защиты: мобилизуются все транспортные службы; привлекаются дополнительные силы и средства органов ФСБ, МВД, МЧС России; проводится эвакуация пассажиров и работников из помещений транспортного объекта; работают кинологи.
Понятно, что все эти меры необходимы, но они также ведут к задержкам отправления пассажиров, уходу самолетов на второй круг. Транспортные предприятия несут существенные многомиллионные убытки.
«Телефонный террорист» должен понимать, что не уйдет от ответственности, которая предусмотрена статьей 207 Уголовного кодекса Российской Федерации, - напоминают в Ространснадзоре. - Как только он сделал заведомо ложное сообщение об угрозе, пусть сразу готовится платить штраф размере до 200 тысяч рублей и ждет арест на срок до трех лет, а потом возмещает убытки транспортному предприятию".
| |