|
За этим красным занавесом не будет представления. Выставочный проект That's Opera, за три года объездивший пол-Европы, приглашает и российского зрителя за кулисы итальянского оперного театра. Экспозиция в шести залах рассказывает о том, как рождается спектакль: создаются либретто, партитуры, эскизы декораций, потом - как он «живет», в восторженных, а порой критических отзывах прессы, и, наконец, остается в истории.
Россини, Доницетти, Верди - портреты тех, кто вершил историю, и напротив - те, кто ее записывал, в прямом смысле слова. Семейство Рикорди - основатели одного из крупнейших музыкальных издательств мира. Их архиву любой музей позавидует. Одна только партитура Паганини чего стоит, мелким почерком, чтобы сэкономить бумагу. Скупиться по мелочам знаменитого скрипача-виртуоза и композитора заставляла привычка детства: вырос в бедной семье мелкого торговца. А вот размашистый почерк Джакомо Пуччини. ария из оперы «Мадам Баттерфляй» - «В ясный день желанный». И ее «прочтение» тремя оперными дивами, в разное время блиставшими на сцене «Ла Скала» - Каролиной Уйат, Ренатой Тебальди и Марией Каллас. Записи можно послушать в отдельном зале.
«Партитура попадала к артистам из "Рикорди". За каждым композитором был закреплен свой переписчик, который уже привык разбирать тот или иной почерк. Он переписывал все ровно и аккуратно, отдавал листы в типографию компании, и там уже печатали копии», - рассказывает куратор выставки Кикко Рикио.
Копию письма Джузеппе Верди владельцу компании Джулио Рикорди можно буквально разобрать по шагам. Организаторы увеличили послание в десятки раз и застелили им пол. В этих подчеркнутых строках композитор обещает, как можно скорее закончить партитуру к опере «Фальстаф» и прислать ее в издательство. Рядом на полях случайно поставил кляксу. Чернила, которые сделал сам из ягод, росших в его саду, засыхали чуть дольше обычных.
«Верди нарисовал одну из сцен своей собственной рукой. Он показал, где должен стоять один герой, где второй, то есть это мизансцена. Вот это первый случай, когда композитор-художник выступил как режиссер», - объясняет директор ГЦММК им. Глинки Михаил Брызгалов.
Не только композитор, еще и талантливый импресарио Михаил Глинка тоже сотрудничал с «Рикорди». Пока несколько лет жил в Милане, сам следил, как артисты «Ла Скала» работают над его произведениями. Вел даже книгу контрактов.
«Все написано: какой артист, сколько раз выходил на сцену в спектакле, на генеральной репетиции. Раньше генеральные репетиции платили отдельно. Тут проценты, которые он определял каждому исполнителю», - говорит Брызгалов.
Выставку That's Opera в разных странах посетили более 750 тысяч человек. Были такие, говорят организаторы, кто задерживался на несколько часов. В этом небольшом кинозале, в конце экспозиции, где транслируют фрагменты из лучших итальянских оперных постановок последних лет. Яркие афиши к некоторым придумали в «Рикорди». Еще ее основатель -скрипач и дирижер Джованни Рикорди говорил: даже самый лучший спектакль обречен на провал без хорошей рекламы.
| |