|
За безопасностью посадки экипажа МКС на территории Казахстана будут следить около двух десятков самолетов и вертолетов Росавиации. Корабль «Союз» должен приземлиться во вторник утром. К встрече космонавтов готовятся и в медсанчасти Байконура, где экипаж пройдет курс реабилитации.
В центральной медсанчасти номер один Байконура не говорят «космический запуск». Это моветон. Правильно - «спецработы на космодроме». Так здесь привыкли, когда госпиталь был военным, а космос и связанная с ним медицина - большой военной тайной.
«Мы отдельный холодильник держим для космонавтов, а пишем, что для спецработ, чтобы не показывать, что это для космонавтов», - говорит Хамид Рахимов, заведующий отделением переливания крови центральной медико-санитарной части № 1 ФМБА России.
В этом холодильнике хранится донорская кровь для основного и дублирующего экипажа. На всякий - нештатный - случай. Врачи ворчат: из-за нового космодрома Куру.
Во Французской Гвиане, куда уезжают многие с Байконура, медсанчасть теряет своих лучших доноров. После трехмесячной командировки в Южную Америку нельзя сдавать кровь три года.
И все же Байконур - редчайший случай: здесь донорской крови хватает. Сдавать кровь приходят люди привычных для местных врачей профессий. Они говорят на общем языке космических полетов. И врач, и его пациент знают, как устроена ракета и на чем она летает. Врачи, ожидая прибытия рейса с МКС, вполне могут обсудить, чем выхлоп ракеты-носителя «Зенит» отличается от выхлопа, скажем, «Протона».
«Это может быть керосин, жидкий азот, гептил, азотная кислота. У нас ракета заправляется гептилом, поэтому у нас имеются антидотные укладки с собой, чтобы провести разные мероприятия по оказанию неотложной помощи», - рассказала Наталья Авдонина, главная медсестра центральной медико-санитарной части №1 ФМБА России.
Уже накануне посадки больница переходит на особый режим. В день посадки врачи дежурят на вертолетной площадке медсанчасти. Каждое действие отработано, вплоть до того, с какой стороны подходить к спускаемому аппарату.
Во время заправки корабля бригада неотложной помощи находится на космодроме - так же, как и во время запуска. Наготове вертолет и медицинская техника всепланетного уровня.
Одна из палат на Байконуре - уже на космическом дежурстве. Три койки никто не займет. Они зарезервированы для членов экипажа космического корабля. И в случае необходимости - их максимально быстро доставят в больницу, чтобы оказать медицинскую помощь.
В медсанчасти редко смотрят «Белое солнце пустыни» и вообще особых космических традиций нет. Кроме одной - провожать всей больницей каждый старт и встречать каждую посадку людей с небес на Землю.
| |