|
Государство тратит на поддержку отечественного кино все больше, а российские фильмы все меньше собирают в прокате. Что сейчас влияет на кассовый успех картин, по каким законам живет российский кинорынок и как все устроено на Западе?
Сегодня в Белом доме был киновечер: на заседании Совета по кинематографии, куда пригласили известных режиссеров, обсуждали, как раскручивать отечественные фильмы и какими эти фильмы должны быть. Корреспондент НТВ Сергей Морозов выяснял, можно ли спасти российский кинематограф. Этот год был по-настоящему провальным для российского кино. Из десяти самых кассовых фильмов - ни одного российского. В 2008-м было три. А ведь действовала новая система господдержки - деньги через Фонд кино распределялись по восьми продюсерским компаниям, а мы видели грандиозные провалы, но ни одного успеха. 73 % россиян считают, что государство должно и дальше помогать кинематографу: мы любим отечественное кино, но не настолько, чтобы его смотреть. Когда правительство только собиралось выделить миллиарды на развитие кинематографа, планировалось, что к 2012 году наши фильмы займут треть проката. Вместо этого в 2010 году российские фильмы принесли около 15 % кассы, а в этом году еще меньше - около 10%. Сегодня премьер-министр провел заседание, на котором присутствовал корреспондент НТВ Егор Колыванов. Главный вывод - существовавшая раньше модель государственной поддержки отечественного кинопроизводства, когда деньги выделялись Министерством культуры почти всем понемногу, себя не оправдала и даже сыграла плохую службу. Полтора года назад заработала новая схема: деньги выделяет специальный фонд, и только зарекомендовавшим себя с лучшей стороны кинокомпаниям. Фильмы, созданные при такой модели господдержки, выйдут на экраны в ближайшее время. Но тут российские прокатчики столкнутся с другой проблемой. Насмотревшись откровенно плохих российских фильмов, кинозрители все меньше горят желанием ходить на наше кино. О необходимости вернуть доверие аудитории говорил сегодня на заседании Совета по развитию отечественного кино Владимир Путин. Он привел пример Голливуда 30-х годов. Тогда продюсеры и режиссеры приняли этический Кодекс ответственности перед зрителем. Премьер-министр предложил подумать о создании такого Кодекса для российских кинематографистов. Владимир Путин, премьер-министр России: «Речь не идет о каких-то жестких требованиях, регламентирующих свободу творческого процесса, а своего рода пожеланий, выполнение которых будет зависеть только от доброй воли и степени ответственности мастера». Российские киношники смотрят в будущее с оптимизмом, но реально. Они признают, что победить Голливуд невозможно, но надеются вернуть себе хотя бы 25 % рынка кинопроката. Продюсеры сваливают вину на прокатчиков: мало кинозалов, не хотят рисковать с нашим кино. Но Олег Иванов из организации Movie Research говорит, что господдержка испортила продюсеров, результат стал неважен, начали зарабатывать на процессе. Олег Иванов, киноэксперт: «Мы никогда не угонимся за уровнем экшена, и вообще это не наш жанр. И не случайно целый ряд картин в последнее время, который пришел к нам тоже с Запада, который совершенно нельзя считать блокбастерами в обычном смысле, оказался высокобюджетным артхаусом, эти картины с удовольствием смотрели зрители в кинотеатрах...». На телевидении российские сериалы смогли вытеснить иностранную продукцию и теперь справляются без государства. У кино не получается. Александр Роднянский говорит, что хотя ситуация не одинаковая, кинематографисты отчасти виноваты сами. Александр Роднянский, продюсер: «И вообще, телевидение не имеет ничего общего с кинематографом. Самая главная проблема - это проблема наличия качественных идей и умение этими идеями волновать и заставлять думать собственную аудиторию. Мы все время разговариваем не с тем зрителем и не так». Конечно, в провалах принято винить пиратов: все фильмы скачиваются через Интернет, в кино не ходят. Но, честно говоря, кто-нибудь верит, что пираты скачивают только российские новинки, а западные ходят смотреть в кино? Согласно опросам, в кино ходит лишь 42 % наших сограждан, и из них еще 42 % сказали, что им абсолютно все равно, какой фильм смотреть - наш или заграничный, что довольно странно. Однако учтем, что часто люди ходят не в такие большие кинотеатры, где есть выбор фильмов, а в небольшие клубы, куда раз в неделю привозят всего один фильм - тут уж выбирать не приходится. Культпоход в глубинки совершила корреcподент НТВ Инна Осипова. Кинозал находится в поселке Двуреченск - это всего в 50 километрах от областного центра Екатеринбурга. А здесь уже ни поп-корна, ни «Аватара». Декорации вполне бы подошли для съемок фильма «Назад в прошлое». С советских времен осталось не только само здание и лозунги, но и аппаратура - киноустановки середины 70-х. Картины зачастую того же времени, из запасов Госфильмофонда. Сегодня - показ некогда культового эротического фильма «Эммануэль». Новейшие блокбастеры сельскому кинозалу не по карману: прокат слишком дорогой по их меркам, а билеты дешевые - от 30 до 50 рублей. Прибыль от киносеанса - одна-две тысячи рублей, показ - раз в неделю, не чаще. Но двуреченцам еще повезло - у них хотя бы такой кинозал. В большинстве сел от них вовсе отказались. Кино в Двуреченске давно перестало быть важнейшим из искусств. Поэтому кинотеатр соседствует с кружками и секциями - например, пилатеса или восточного танца. Это более доходный бизнес. А клуб пришлось переименовать в культурно-оздоровительный центр. Но есть ведь примеры удачного противодействия Голливуду, а государственные деньги не обязательно развращают. Про положительные примеры расскажет корреспондент НТВ Вадим Глускер. Во Франции не верят в частные капиталы. Здесь убеждены, что лишь прямая поддержка государства способна сохранить местный кинематограф на должном уровне. И хотя до обязательных квот или возвращения госзаказа в кинематограф Франции дело пока не дошло, тем не менее успех французской киномодели кроется явно в ленинском изречении о важнейшем из всех искусств. Франция производит 180 полнометражных фильмов в год - больше, чем любая другая европейская страна. И созданный государством Национальный центр кинематографии выделяет на это полтора миллиарда евро в год. Сумма колоссальная, если учесть, что средний бюджет картины - 5 миллионов. Но главное другое: государство требует, чтобы деньги, как на кинопроизводство, так и на прокат и пиар, выделяли все телевизионные корпорации. Впрочем, есть и энтузиасты, которые не желают ждать помощи от государства, - это Люк Бессон. Он уже построил в Нормандии целый студийный комплекс, созданный по образу и подобию того, что был в свое время у Джорджа Лукаса. А теперь под Парижем он возводит целое кинопроизводство, которое с гордостью называет своим «французским Голливудом». И еще: иногда кажется, что многие французские режиссеры - это члены особой секты, цель которой заставить все остальное человечество полюбить их прекрасную Францию. Для российского кино определенно не все потеряно. По опросам, только 3 % россиян испытывают к отечественным фильмам отвращение и 18 % не пойдут на российский фильм в принципе. Это немного, если учесть, что гораздо больше людей не ходят в кино ни на какие фильмы.
| |