|
Сенсационной называют выставку «Утро искусства», открывшуюся в городском краеведческом музее Комсомольска-на-Амуре. Археолог, кандидат исторических наук Зинаида Лапшина, в течение 15 лет проводившая музейные экспедиции и раскопки на озере Хумми, в Верхней Тамбовке, Нижней Экони, на озере Болонь и на побережье Охотского моря, выставила «произведения» художественного творчества человека «местного» послеледникового периода на всеобщее обозрение.
Человек древнекаменного века оставил потомкам массу художественных творений: вещи из камня, кости, глины, росписи и резные рисунки на скалах. То немногое, что уцелело и дошло до наших времен, вызывает восторг и удивление.
«Если присмотреться к орудиям труда пещерного жителя, хотя бы к его костяным иглам, то видно, какая это была утонченная и искусна, заострённую иглу, да ещё проделать в ней ушко, - пояснила корреспонденту РИАП "Хабаровск онлайн" специалист отдела археологии и этнографии музея Татьяна Читанова. - Рука такого мастера была уже поистине "мудрой": она прошла великую школу труда. Искусность руки и меткость глаза древнего человека дали возможность создавать великолепные, мастерские изображения.
В краеведческом музее выставлены творения, которым от 5 до 15 тысяч лет. Фигурка собаки, выполненная в камне и найденная на Хумминском поселении, - самое древнее изображение собаки. До этой находки самой "старшей" считалась собака, найденная на Камчатке. Из этого же древнего археологического слоя - каменные фигурки различных животных, птиц, рыб.
Привлекает внимание посетителей музея группа украшений из поселений каменного века. Они также имеют свою региональную специфику. Самые ранние украшения относятся к так называемой "осиповской" культуре, им 15 тысяч лет, они найдены в поселении Хумми. Это ожерелья-обереги от злых духов, каменные подвески. В более поздних культурах - нефритовые кольца зеленоватого и белого цвета. Кольцо или диск символизируют Солнце. Нефрит на востоке считают камнем жизни.
Завершается экспозиция более близкими к нам временами - предметами чжурчженьской эпохи и нанайской культуры, которая, как бы, приближает зрителя к современности».
| |