|
Справедливость восторжествовала через 72 года после оглашения приговора
Как сообщили РИА «Дейта» в прокуратуре Амурской области, 21 ноября текущего года постановлением президиума Амурского облсуда отменено постановление тройки УНКВД по ДВК от 8 марта 1938 года, которым гражданин А. Шобик, 1885 года рождения, осужден к расстрелу.
Постановление тройки УНКВД по ДВК от 8 марта 1938 года приведено в исполнение 30 апреля 1938 года.
Указанным постановлением президиума за гражданином Шобик признано право на реабилитацию в порядке, предусмотренном законом РФ от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий».
Согласно обвинительному заключению, Шобику было предъявлено обвинение в том, что «он, проживая в поселке Завитая, в своей квартире содержал притон для заключенных БАМЛАГА, торговал спиртными напитками по спекулятивным ценам, а также скупал и перепродавал краденые вещи от заключенных БАМЛАГА».
Из показаний следователей по делу и самого Шобика следовало, что его дочь Татьяна познакомилась с заключенным, который ходил к ней в гости и иногда заходил погреться в дом. Один раз он (заключенный) привез за плуг телегу, которую потом забрали, кроме этого, к нему несколько раз заходили заключенные приносили щепки, за что его дети давали им хлеб.
Такие показаний обвиняемого и свидетелей не давали оснований сделать однозначный вывод о совершении Шобиком инкриминируемого ему деяния.
Кроме того, Шобику было предъявлено обвинение в том, что проживая в поселке Завитая, он систематически занимался притоносодержанием контрреволюционного и уголовного элемента, имел тесную связь с заключенными БАВМЛАГА, от которых принимал и перепродавал краденое имущество, то есть в совершении преступления, предусмотренного ст.104 УК РСФСР (в редакции 1926 года).
Вместе с тем, ст.104 УК РСФСР (в редакции 1926 года), предусматривала ответственность за изготовление и хранение с целью сбыта и самый сбыт кокаина, опия, морфия, эфира и других одурманивающих веществ без надлежащего разрешения, а также содержание притонов, в коих производится сбыт или потребление перечисленных веществ, то есть существо предъявленного Шобику обвинения, изложенного в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого, не соответствует квалификации его действий по ст.104 УК РСФСР (в редакции 1926 года).
Кроме того, санкция статьи 104 УК РСФСР (в редакции 1926 года) предусматривала наказание в виде лишения свободы и принудительных работ с конфискацией имущества.
Однако, рассмотрев материалы уголовного дела, тройка приговорила Шобика к расстрелу, тем самым, подвергнув наказанию, не предусмотренному ст.104 УК РСФСР (в редакции 1926 года).
Также дело Шобика было незаконно рассмотрено ненадлежащим органом - особой тройкой УНКВД по ДВК, в то время как согласно ст.102 Конституции СССР от 5 декабря 1936 года, правосудие в СССР осуществлялось судами различных уровней.
Кроме того, согласно выписке из протокола заседания тройки УНКВД по ДВК от 8 марта 1938 года, Шобик был приговорён к расстрелу без проведения разбирательства в рамках уголовно-процессуального закона, то есть без оценки и анализа доказательств, без обоснования выводов о его виновности в содеянном и без указания квалификации деяния.
| |