Аномальная жара в Москве продержится еще месяц - такие прогнозы дает Гидрометцентр. Между тем, далеко не все работодатели готовы выполнить рекомендации главного санитарного врача России Геннадия Онищенко и сократить рабочий день.
Правда, многие фирмы раскошелились на закупку дополнительных кондиционеров, иначе по закону они просто обязаны распустить сотрудников по домам. Как законы регулируют работу в жару, выясняла корреспондент радио «Вести ФМ» Ксения Крихели.
Крихели: Трудовой кодекс к жаре оказался не готов. В этом документе ничего не сказано о действиях работодателя в случае наступления аномальной погоды. Зато есть статья, которая отсылает к специальным правилам. Они должны выполняться. Говорит начальник Управления надзора и контроля за соблюдением законодательства Роструда Игорь Воробьев:
Воробьев: Обязанность работодателя обеспечивать создание здоровых и безопасных условий труда прописана в 212 статье Трудового кодекса. Эта статья обязывает работодателя иметь на столе у себя не только Трудовой кодекс, не только санитарные нормы и правила по микроклимату помещений, но и вообще все остальные действующие нормативные акты, их много.
Крихели: Директор Центра социально-трудовых прав, юрист Елена Герасимова уточняет, что для офисных сотрудников или людей, выполняющих не очень тяжелую физическую работу, допустимый предел в помещении - 28 градусов по Цельсию. Если температура выше, в силу вступает специальная шкала о сокращении рабочего дня в зависимости от градусов.
Герасимова: Дальше при повышении температуры на каждые полградуса фактически происходит сокращение продолжительности пребывания на рабочем месте на один час. При 32,5 градусов пребывание в помещении составляет один час, при температуре выше 32,5 градусов уже это не рассматривается как температура, при которой вообще возможно пребывание на рабочем месте.
Крихели: Впрочем, Игорь Воробьев уточняет, что согласно прописанным нормам работодатель вправе самостоятельно решать, на какие уступки сотрудникам идти в эти жаркие дни.
Воробьев: Вот, 28 градусов температура, и все, идите домой, - там такого нет, поскольку эти правила предполагают многовариантность действий работодателя. Например, он делает учащенные перерывы. Час работаем, 15 минут охлаждаемся. Или работодатель, так сказать, может ввести другой режим: без всякого отдыха сократить на час-полтора и два и так далее работу в этот период времени. Если работодатель не делает ни того, ни другого, ни третьего, он нарушает закон. За это он может быть наказан.
Крихели: Представитель Роструда называет возможные санкции для неуступчивых работодателей:
Воробьев: На должностное лицо - от 1000 до 5000 штраф. На юридическое лицо - от 30 до 50 тысяч рублей. Может наступить еще одна форма наказания для работодателя, юридического лица - административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Но это будет судебное решение.
Крихели: Елена Герасимова говорит, что чаще всего не беспокоятся об условиях труда именно в офисах.
Герасимова: Как правило, люди, которые занимаются организацией рабочих мест на достаточно вредных производствах, где охрана труда - очень важная составляющая часть процесса, большое внимание уделяют разным вопросам, связанным с охраной труда. У нас просто принято считать, что у человека, который работает в офисе, никаких вопросов, связанных с вредными условиями труда, возникать не может. И просто этому традиционно особенно никто не уделяет внимания и не пытается в этом разобраться. До тех пор, пока не получается, что температура такая, что люди уже просто физически понимают, что, видимо, что-то не то, и скорее всего какие-то ограничения должны быть.
Крихели: Впрочем, если сотрудники убеждены, что свои обязанности выполняют в невыносимых условиях, Трудовой кодекс регулирует этот вопрос. Поясняет Елена Герасимова:
Герасимова: Статья 379 Трудового кодекса: в порядке самозащиты трудовых прав отказаться от выполнения работы в условиях, которые угрожают его здоровью. Работник обязан написать работодателю или своему непосредственному руководителю письменное заявление о том, что он в порядке самозащиты трудовых прав отказывается от выполнения работы.
Крихели: Можно пожаловаться и в трудовую инспекцию, продолжает юрист, правда, в этом ведомстве на всех рук не хватает.
Герасимова: Соотношение просто количества инспекторов и зарегистрированных предприятий настолько смешно, что инспектор может дойти до каждой организации один раз в 8 лет. Поэтому уговорить о том, сколько раз он может прийти в каждую организацию, просто не приходится.
Крихели: Игорь Воробьев говорит, что если сотрудник пожалуется на своего работодателя, то Трудинспекция обязана проверить фирму.
Воробьев: Работники могут обращаться в инспекцию труда. Либо индивидуальные обращения, либо коллективные обращения. Инспекция должна будет отреагировать. Можно предположить, что присутствует угроза причинения вреда жизни, тогда основания для внеплановой проверки очевидны.
Крихели: Впрочем, пока жалоб на невыносимые условия работы в жару в Трудинспекции практически нет. Все дорожат своими местами и зарплатами.
Посмотреть прогноз погоды