|
Море - на Госнаркоконтроле. Правоохранительные органы выяснили, что члены экипажей судов злоупотребляют наркотическими веществами. Много ли наркозависимых во флоте, выяснял Сергей Диков.
Почти половина экипажей судов, курсирующих между Россией и Ираном, употребляют наркотики. С таким заявлением выступил глава Госнаркоконтроля Виктор Иванов. С просьбой обеспечить безопасность мореплавания он обратился в министерство транспорта. Наркотическую угрозу в открытом море изучил корреспондент радио «Вести ФМ» Сергей Диков.
Моряки торговых судов злоупотребляют наркотическими веществами. Так директор Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Виктор Иванов отозвался не обо всех экипажах российских кораблей. А только о тех, что плавают в Каспийском море. В Госнаркоконтроле утверждают: таких наркозависимых почти половина. Поэтому, по мнению Иванова, нужно срочно принимать меры.
«По этому поводу мы направили соответствующее предложение министру транспорта Игорю Левитину, чтобы обеспечить безопасность мореплавания. Поскольку катастрофы, к которым могут привести последствия управления наркозависимыми судов, они могут быть очень большими, поскольку там возится и нефть, и другие горючие продукты», - говорит Иванов.
Казалось бы, только недавно в употреблении наркотических средств обвиняли пилотов авиакомпании «Якутия». Теперь под пристальное внимание попали и «морские волки». Они также как и летчики проходят медицинское освидетельствование. Но, в отличие от воздушных асов, делают это реже - по требованиям всемирной организации здравоохранения как минимум раз в три года. По словам руководителя медицинских программ фонда «Нет алкоголизму и наркомании» Сергея Полятыкина, тенденция налицо. Те, кто раньше злоупотреблял алкоголем, переходят на легкие наркотики.
«Я знаю, что даже в Москве, даже классические сантехники, электрики, работники ЖЭКов, очень многие переходят на коноплю вместо водки. В течение рабочего дня покурил, и все - никто ничего не замечает», - считает Полятыкин.
Определить, является ли член экипажа наркозависимым не так уж просто. В плавании он может проводить до полугода. Тем не менее, такое нарушение дисциплины - большая редкость, считает эксперт Центра морского права Василий Гуцуляк. Со злоупотреблениями на судне борются не только контролирующие органы, но и сами судовые компании. И требования их, рассказывает Гуцуляк, порой суровы.
«Моряк, он же заключает контракт с судоходной компанией. И вот в рамках этого контракта оговариваются взаимные права, взаимные обязанности, ответственность. И поэтому, как правило, судоходные компании включают этот пункт, в соответствии с которым этот моряк заподозрен, и подтверждается, что он злоупотребляет наркотиками, его без выходного пособия могут списать в любом порту и без выплаты каких-либо компенсаций», - констатирует Гуцуляк.
Каким образом министерство транспорта будет пытаться навести порядок в торговом флоте, пока неизвестно. Моряки тем временем не исключают, что отдельные случаи злоупотреблений возможны, но в массовое увлечение наркотиками в открытом море не верят. При этом вспоминают, что медицинскую комиссию члены экипажа сейчас могут пройти лишь на суше, в порту. И если раньше почти на каждом корабле был судовой врач, то сегодня их почти не осталось. Отказались в целях экономии.
| |