|
В Таджикистане освободили российского летчика, недавно приговоренного к восьми годам заключения за контрабанду. Это стало результатом двухнедельного выяснения отношений с Москвой. О подробностях нам расскажет Дария Пушкова. Добрый вечер, Дария. Ну что, он уже скоро будет дома?
ДАРИЯ ПУШКОВА, корреспондент RT: Похоже, что да. По крайней мере, из зала суда в столицу Таджикистана его отвезли на посольской машине. Надеемся, что он отправится домой.
После того как апелляционный суд изменил решение суда предыдущей инстанции, приговорившего российского пилота Владимира Садовничего и эстонского пилота Алексея Руденко к восьми с половиной годам лишения свободы за нарушение границ таджикского воздушного пространства и контрабанду неисправного двигателя самолета, пилотов выпустили на свободу.
Региональный суд, который постановил их отпустить, сначала снизил срок заключения с восьми с половиной до двух с половиной лет, но в связи с президентской амнистией приговор сократили еще на два года, а шесть месяцев пилоты уже отсидели в предварительном заключении. Так что если приговор - два с половиной года, то оба пилота оказываются на свободе.
Вообще на принятие решения суду потребовалось четыре часа. После того как Садовничего выпустили, он сказал: «Главное, что я теперь на свободе». При этом он обнимал своего сына, которого не видел полгода. Он поблагодарил всех, кто помог ему выйти на свободу. По его словам, после встречи с представителями посольства РФ в Таджикистане, он почувствовал, что Россия на его стороне и не оставит его. Он поблагодарил российские власти, свою семью и, конечно же, адвокатов и апелляционный суд, который освободил его.
Дария, довольно резкий поворот событий, не так ли? Всего за две недели вместо приговора к восьми годам тюремного заключения пилоты получили свободу. Что заставило таджикских судей пересмотреть свое решение?
ДАРИЯ ПУШКОВА: Этот вопрос решался на высшем уровне. Российские власти были возмущены решением суда Таджикистана. Они считают, что приговор, а скорее даже обвинения, предъявленные пилотам, были безосновательными, поскольку, по словам летчиков, они не хотели пересекать воздушные границы Таджикистана и у них была устная договоренность с таджикскими властями о вынужденной посадке. Более того, согласно таможенным документам, на борту не было обнаружено ничего противозаконного, хотя суд Таджикистана заявил, что летчики нелегально перевозили авиационный двигатель. Пилоты же утверждали, что везли его на запчасти. В деле было много моментов, которые стороны трактовали по-своему, однако в конечном итоге дело взял под контроль президент Таджикистана. Российские власти поговорили с ним, и он сказал, что попросил суд положительно решить вопрос с пилотами. Похоже, что суд принял во внимание все эти факторы.
Кроме того, российское руководство заявило, что ответит на это, и начало высылать из страны таджикских гастарбайтеров, нелегальных мигрантов, работавших в России. По словам российских властей, это не было напрямую связано с делом летчиков, но многие восприняли это как обещанный асимметричный или симметричный ответ Таджикистану. Чтобы сохранить хорошие, партнерские отношения с Россией, таджикское руководство решило, что лучше освободить пилотов.
Связаны эти события между собой или нет, но российские власти, несомненно, имеют отношение ко всему этому. Последовала ли какая-либо официальная реакция Москвы?
ДАРИЯ ПУШКОВА: Конечно! МИД России уже заявил, что очень позитивно расценил эту новость, поскольку считает, что приговор был необоснованным. Аналогично отреагировало министерство иностранных дел Эстонии, выразившее удовлетворение решением проблемы и освобождением обоих пилотов.
Также стоит отметить, что два конфискованных в Таджикистане самолета, принадлежавших российской авиакомпании Rolkan, все еще находятся в руках таджикских властей. Глава компании заявил, что попытается вернуть их и, возможно, будет судиться за них с властями Таджикистана.
| |