|
В 1993-м казахстанцы во власти экономических экспериментов. Вначале правительство намерено превратить народ в потенциального акционера: для этого людям раздают купонные книжки, чтобы они могли обменять их на акции, затем в стране вводится национальная валюта - тенге, которая открывает новую страницу в истории республики
28 января Верховный совет принимает первую Конституцию независимого Казахстана, которая будет считаться самой демократичной из всех последующих. Согласно ей Казахстан - парламентская республика: полномочия президента ограничены, а правительство отчитывается только перед народными избранниками. Казахский язык теперь официально считается государственным По телевизору казахстанцы увидят, как ликуют Нурсултан Назарбаев и Серикболсын Абдильдин, тогдашний председатель Верховного Совета Казахстана 12 созыва. Впрочем, ликовать депутатам недолго. В том же году Верховный совет 12-го созыва объявляет о самороспуске. Все эти годы он наделен весьма широкими полномочиями, что затрудняет осуществление принципа разделения власти по новой Конституции.
Также по новой Конституции 1993 года Алма-Аты больше нет. Название столицы теперь не склоняется и звучит как Алматы В 93-м особенно ощутимы перебои с транспортом. Люди могут часами ждать автобус на остановке. Следующая задача - успеть втиснуться в салон. Муниципальные службы разводят руками: нет транспорта, топлива и кадров.
6 апреля 1993 года был заключен один из самых спорных на данный момент контрактов - долгосрочное соглашение (на 40 лет) с американской компанией «Шеврон», которое в то время назвали «контрактом века». До сих пор некоторые эксперты полагают, что это соглашение по ряду причин было не столь выгодно для Казахстана. Власти оправдываются тем, что тогда выбора у руководства республики не было, как не было еще и особого опыта, и отработанных цивилизованных тендерных механизмов продажи углеводородных месторождений.
22 августа 1993 года в Алматы умирает Динмухамед Ахмедович Кунаев. Он возглавлял республику в 60-е и оставался на посту первого секретаря ЦК Компартии Казахстана вплоть до 16 декабря 1986 года. При нем были созданы и получили развитие градообразующие предприятия страны. В его же эпоху были построены главные достопримечательности Алма-Аты: Дворец Республики, спортивный комплекс «Медеу», Дворец спорта им. Б. Шолака, гостиницы «Казахстан», «Алма-Ата», цирк, аэровокзал, аэропорт. Уже после смерти его образ обрастет легендами. Выяснится, что Динмухамед Кунаев 40 лет свой гонорар за звание академика ежемесячно перечислял в алма-атинский детский дом № 1. В личной собственности не имел ни дома, ни дачи, ни машины. Современники вспоминают, что он редко пользовался служебным автомобилем, предпочитая ходить на работу пешком, без охраны. А после того как ушел на пенсию, ведомственную квартиру оставил в подарок писателю Альжапару Абишеву, который до этого жестко критиковал его кадровую политику. В день похорон тысячи алматинцев пришли проститься с ним в Театр оперы и балета. Газета «Народный Конгресс» рядом с его портретом напечатала две фразы: «Умер Динмухамед Ахмедович Кунаев. Прощай, Великий Человек».
В Казахстан, на свою историческую родину начинают возвращаться этнические казахи из соседних стран. Президент Назарбаев лично приглашает их еще в 1992-м, на I Всемирном курултае казахов. Законодательно это закрепляется в законах «О гражданстве Республики Казахстан» и «Об иммиграции». За переселенцами закрепляется термин «оралман», что в переводе с казахского языка означает «возвращающийся на родину». В 1993-м устанавливается первая годичная квота, по ней приезжают 10 000 семей (примерно 40 000 человек). Позже размер квоты существенно меняется, снизившись до 500 семей к концу десятилетия. В 2000-х по квоте может приехать уже гораздо больше людей, но едут неохотно. Не впечатляет опыт первых переселенцев: не все из них смогли полноценно устроить свою жизнь на исторической родине.
В 1993-м стартует программа массовой приватизации. Всем казахстанцам, включая детей, раздают приватизационные купоны - по 100 штук каждому (сельчане получает по 120 штук). Эти купоны люди должны вложить в частные приватизационные инвестиционные фонды (ИПФ), а те, в свою очередь, собрав их достаточное количество, выкупают у государства заводы и фабрики. Люди взамен своих купонов получат акции фонда как гарантию своей доли в конкретной фабрике, чтобы по ним получать дивиденды. Но ни один из существовавших фондов (а их соберется около 170) так и не выплатит деньги. Акции превратятся в бумажки, а приватизируемые объекты сосредоточатся в руках небольшой группы людей. ИПФ «Бутя-капитал» - единственный, кто рассчитается с вкладчиками. Но произойдет это только в 2004-м, в рамках предвыборной кампании Булата Абилова.
В 93-м появляются первые города-призраки. В основном это населенные пункты, экономика которых держалась на единственном производстве: оно, в силу экономических потрясений или проводимой правительством конверсии, перестало существовать. Нарушается работа коммунальных служб: повседневным становятся длительные перебои с электроэнергией, отоплением и водоснабжением Люди оставляют свои дома: одни перебираются в соседние регионы, другие - эмигрируют. Те, кто пошустрее, разбирают часть домов и вывозят стройматериалы. Остаются те, кому некуда деваться, но вернуть жизнь городу им уже не под силу. Так, в каждом регионе появляются свои призраки: Аркалык, Приозерск, Чаган, Жанатас, Каратау...
На улицах появляются подержанные иномарки, которые пригоняют первые «челноки-перегонщики». Основной поток хлынет через несколько лет, когда люди раскусят, что 8-летняя «Ауди» надежнее и долговечнее новых «Жигули», но уже сейчас иномарка - предмет вожделения и зависти. Долгое время будет считаться, что соотношению «цена-качество» лучше всего отвечает «Мазда» - она и стоит недорого и неприхотлива в обслуживании, и только во второй половине 90-х народная любовь будет всецело принадлежать «Тойоте» Появляется новая тенденция - делать магазины из квартир. Прежде непопулярный первый этаж вдруг становится прибыльным и престижным. Небольшие магазины хозяева предпочитают называть собственными именами или именами детей.
Казахстан стал первым государством на постсоветском пространстве, которое стало отправлять молодежь на обучение за рубеж. 5 ноября учреждается международная стипендия «Болашак». В первые 10 лет по «Болашаку» получат образование 700 стипендиатов в 13 странах мира. На начальных порах треть стипендиатов выбывают из программы из-за низкой успеваемости или не возвращаются в Казахстан после завершения обучения. Какие-либо обязательства у «болашаковцев» перед государством появятся позже.
В 1993 году принимается решение о создании Госкомиссии по введению национальной валюты. Председателем ее становится премьер-министр Сергей Терещенко. Параллельно с этим подписывается соглашение о единой рублевой зоне. Настаивает на этом Россия и сама же первая нарушает соглашение, введя собственную национальную валюту и известив об этом Казахстан за три дня до введения. И тогда Казахстан решается - собственной валюте быть! Накануне введения тенге Назарбаев сам обращается к гражданам страны с разъяснением. Обмен старых денег на казахстанский тенге начинается в 8 часов утра 15 ноября 1993 года и заканчивается в 8 часов вечера 20 ноября 1993 года. В Алматы в те дни идет снег. Первоначальный курс установливается из расчета 4,75 тенге за один доллар. А каждый тенге обменивается на 500 советских рублей. По окончанию из обращения было изъято 950,6 миллиарда рублей. Назвать валюту «тенге» предлагает тогдашний председатель Комитета Верховного совета РК Саук Такежанов, а ее стократную часть - «тиын». На купюрах решают увековечить великих исторических личностей казахского народа и архитектурные памятники. На одной из купюр предлагается поместить портрет Назарбаева (эскиз был даже подготовлен), но президент отказывается. Заказывают новые банкноты в одной из английских фирм. Монетный двор технически еще не готов делать металлические тиыны, поэтому в срочном порядке изготавливаются бумажные, но их заменят уже на следующий год.
| |