|
В залах Мраморного дворца Русского музея представили около 400 фотографий 24 музея, архивы и библиотеки. В экспозиции - работы Карла Буллы - «отца» российского фоторепортажа. Также на выставке представлены фотографии Моисея Наппельбаума, мастера студийного портрета.
Великосветский духовой оркестр, 1877 год. В третьем ряду с валторной - цесаревич Александр Александрович. Каждый из экспонатов выставки, открывшейся в Мраморном дворце, доносит новое знание о России - имперской, многонациональной, веротерпимой и, наконец, совершенно новой, прошедшей слом эпох на рубеже XX столетия.
На тематических выставках архивному фото, как правило, отводится второстепенная, иллюстрирующая роль. На этот раз Русский музей, объединивший старые снимки из фондов 23 российских собраний? пошел иным путем.
«Нам хотелось акцентировать внимание именно на богатстве фотографического наследия, которое хранится в наших музеях, архивах, библиотеках, - начать его показывать», - поясняет научный сотрудник сектора современной фотографии Русского музея Мария Панова.
Портретный снимок неизвестного автора из фондов Российской национальной библиотеки датируется сороковыми годами XIX века. Заря нового жанра. Техника дагерротипа предполагала долгий процесс придания медной пластине сероулавливающих свойств с помощью паров йода. Для современного обладателя стандартной камеры это почти что алхимия.
Фотографы XXI века не знают технологических преград, но парадокс - в другом. Об этом рассуждает фотограф Тимур Ханов: «Здесь люди все-таки передавали эмоции в кадре зачастую. Люди, снимающие сейчас, могут позавидовать тому, какие эмоции мы видим на этих фотографиях».
Кавказские воины мастера Рауля и этнографическая серия Бранденбурга - в 70 годы XIX века фотография отдавала дань уважения старшей сестре - портретной живописи. На классическом снимке Буллы они соединились три в одном: художник Маковский, героиня портрета Мария Федоровна и безупречная композиция мастера петербургского фоторепортажа.
Бромосеребряный отпечаток подвижника отечественной фотографии Ивана Болдырева может привести в замешательство. Как и в случае с изображением Репина на фото Шерлинга перед нами - портрет без всяких технологических оговорок.
«Если сказать точно, без пафоса, фотография - это машина времени, - считает историк фотографии Юрий Мурашкин. - Это единственный способ, существовавший в XIX веке, - донести до нас события того времени и портреты реальных людей».
Классика советского авангарда - Лисицкий, герои соцстроительства - Шайхет, Шагин и Халин. Одно из самых страшных свидетельств прошедшей войны - фото Маркова из лагеря смерти. Хронологически выставка ограничена сороковыми годами XX века. К этому периоду фотография прошла огромный путь, впитав все художественные веяния времени.
| |