|
Анна Нетребко - «Труду-7».
Про Анну Нетребко существует легенда, греющая душу каждого. Якобы в начале певческой карьеры она подрабатывала уборщицей в Мариинском театре. Однажды худрук Мариинки, дирижер Валерий Гергиев случайно проходил мимо девушки, моющей полы, и услышал, как Анна напевает. Он тут же дал ей петь главную партию в "Свадьбе Фигаро" - о тряпке и швабре было забыто! Что ж, Нетребко действительно два года подрабатывала уборщицей в Мариинке, будучи студенткой консерватории. Но в труппу попала вполне законным путем - после победы во Всероссийском конкурсе вокалистов им. Глинки.
Сегодня крупнейшие дирижеры мира - Валерий Гергиев, Джеймс Левайн, Сэйдзи Одзава, Зубин Мета, Колин Дэвис, Клаудио Аббадо - считают за честь работать с Анной Нетребко. Ее гастроли расписаны на много лет вперед. Она - признанный авторитет и звезда не только в узком кругу оперных ценителей. Фотографии Анны Нетребко постоянно размещают на своих обложках знаменитые мировые глянцевые журналы. Невероятный успех имел фильм «The Woman - The Voice», в котором Анна снялась в пяти оперных клипах, созданных знаменитым голливудским режиссером Винсентом Паттерсоном, который раньше работал с Мадонной и Майклом Джексоном. А журнал Time включил Анну Нетребко в список ста самых влиятельных людей в мире. Это первый в истории случай, когда оперная певица попала в круг «мужчин и женщин, чьи власть, талант и моральный пример изменяют мир». Другое авторитетное издание - «Музыкальная Америка» - назвало Нетребко музыкантом года. За всю историю существования издания начиная с 1960 года подобной чести удостаивались лишь пятеро оперных исполнителей.
«Краснодар - моя крепость»
- Один известный писатель сказал: «Центровкой, то есть приведением себя в безопасное положение, для русского человека всегда были родной дом и родной дух». Для вас это верно?
- Абсолютно! Два-три раза в год обязательно выбираюсь в родной Краснодар. В нашем доме 1905 года постройки мало что изменилось с прошлого столетия: старинные фотографии предков-казаков в рамочках, изразцовая печь, в углу - пианино, на котором я в детстве играла: Это моя крепость. Похожу по главной улице Красной, выпью с подругами вкусного папиного вина, наговоримся вволю - и можно продолжать жить в сумасшедшем ритме.
Каждый раз, когда приезжаю в Россию и общаюсь с русскими людьми, выдыхаю: я вернулась к чему-то родному. Этот патриотизм у меня появился тогда, когда стала жить за границей. Большую часть года нахожусь там. И часто возникают щемящие, острые чувства тоски по России, гордость за ее достижения. А когда я пою русскую музыку, вдруг что-то необъяснимое охватывает мою душу...
Я и в еде патриотка. (Смеется.) До сих пор русская еда для меня - лучшая. Я страшная гурманка. И все мои подруги - русские, я жить без них не могу. Так же, как и без нашей публики. Она замечательная, очень отзывчивая и теплая. Зато петь русскую музыку в России сложнее. Потому что ее все знают, у каждого свое «непобедимое» мнение, как она должна быть исполнена. А на Западе... Если бы вы видели, как вели себя зрители на наших концертах в Германии и Австрии. Полнейшая тишина, ни вдоха, ни выдоха, они впитывали в себя наш русский дух. Это было очень приятно, помогало еще больше раскрыться и найти новые краски.
- Анна, артистов, которые проводят больше времени за границей, чем в России, часто обвиняют в отсутствии патриотизма. Вас не задевают такие разговоры?
- Что бы там ни говорили, Россия - это моя родная страна, меня охватывает такая радость, когда я здесь и могу со всеми говорить по-русски. Но я считаю, что, пока есть молодость и силы, нужно реализовывать себя. Мексиканцы поют в Париже, французы - в США. И никто их в этом не обвиняет. Патриотизм, по-моему, заключается не в постоянном проживании дома, а в том, что наши знаменитые артисты поднимают престиж России за границей.
«Ты - слишком русская»
- Жизнь за границей как-то изменила вас? Есть какие-то черты характера у иностранцев, которые передались и вам?
- Часто слышу за границей: «Ты - слишком русская». Хотя в России мне говорят: «Нетребко стала такая западная, легкомысленная!» Я провела достаточно много времени среди американцев. Не надо думать, что если они улыбаются, значит, у них нет сложностей в жизни. Проблем не меньше, чем у нас, русских. Но они не разрешают себе унывать и опускать руки. Такая деятельная жизненная позиция мне очень импонирует. Кто много думает - мало делает. На Западе люди умеют общаться легко и непринужденно, никто никого не "грузит". А у нас если разговор по душам, значит, тебе непременно будут плакаться в жилетку.
- Иностранная пресса часто негативно отзывается о России, и вообще по отношению к нашей стране есть предубеждение за рубежом. Как вы реагируете на всякого рода нападки на свою отчизну?
- К большому сожалению, вы правы. Многие события в самом деле освещаются в западных СМИ однобоко, превратно. Я всегда однозначно за Россию и нападки на свою страну воспринимаю крайне негативно. Если сталкиваюсь с этим, всегда спорю, защищая наши позиции. Несмотря на все нападки, сегодня на Западе к нашей стране уважение растет.
- Всегда ли вы в курсе того, что происходит дома?
- Всегда смотрю новости. И мой папа, который живет в Краснодаре, просвещает меня по всем важным вопросам - он у меня тоже патриот. Я рада, что сейчас в России идет борьба с алкоголизмом. Это действительно очень большая проблема. Я ни в одной стране мира не видела, чтобы люди напивались так, как это делают в России. К сожалению, у нас пьют практически все и всегда. Надо оговориться, что алкоголь употребляют по всему миру, я тоже могу выпить. Но должна существовать культура выпивки. Я не политик, но думаю, что нашим людям не о вреде водки говорить нужно, а просто дать хорошую серьезную работу. Они заслуживают этого. Если народ будет работать и получать за это достойные деньги, у него появятся совершенно другие приоритеты, и напиваться просто не захочется.
«Опера - не для тинейджеров!»
- Анна, вас не смущает то, что молодые люди не очень-то признают искусство, которому вы посвящаете жизнь? Молодежь говорит: «Опера - это скучные "картонные" страсти.
- Я сама, когда была совсем юной, не очень любила оперу и балет. А сегодня жить без оперной музыки не могу! Я не считаю оперу искусством для тинейджеров. Молодежи нравятся быстрые ритмы, это нормально. Надо же им куда-то девать свою энергию. Я и сама любила потанцевать до утра в клубе до рождения сынишки. Чем старше, умнее, мудрее становится человек, тем больше ему хочется, чтобы музыка вызывала чувства. И тогда он начинает приобщаться к миру оперы. Опера - живое искусство, поэтому дает зрителю такой жизненный заряд.
- Великий Станиславский говорил: "Актер каждый день должен выдергивать из себя штампы". Анну Нетребко заслуженно называют иконой оперного искусства. Но если исполнять партию много лет подряд, со временем есть риск делать это на автомате.
| |