|
Заявление Дмитрия Медведева по теме американской системы ПРО назвали жестким, но в России и США его встретил по-разному. Прозападные эксперты стали искать слабые места в российской оборонке и критиковать слова президента.
При этом в России посчитали выступление Медведева вполне исчерпывающим и адекватным. Постпред России при НАТО Дмитрий Рогозин заверил, что у военных хватит сил и средств для сохранения баланса вооружений. О реакции на позицию России - материал корреспондента «Вестей ФМ» Николая Осипова.
Белый дом выдержал своего рода проверку на скорость реакции. Едва выступление Дмитрия Медведева растиражировали мировые СМИ, как Вашингтон уже дал свой комментарий словам российского президента. В принципе ничего нового - сожаления, формальная готовность к диалогу и старые обещания, что европейская ПРО не навредит России. Все это слышали и раньше, позиция не меняется, комментировал в утреннем эфире «Вестей ФМ» постпред России при НАТО Дмитрий Рогозин.
«Российская Федерация нацелена на достижение компромисса по самым сложным стратегическим вопросам безопасности, но мы не можем себе позволить, чтобы нас принимали за дураков, чтобы нам на голубом глазу пытались давать аргументы, который даже ребенок не мог бы воспринять. Когда у наших западных границ будет разворачиваться инфраструктура противоракетной обороны, способная полностью контролировать всю европейскую часть России вплоть до Уральских гор, включая все наши стратегические базы ядерного потенциала России, кому это может понравиться? При этом нам еще объясняют, что это не против нас», - рассказывает Рогозин.
Западные СМИ тут же привлекли экспертов для оценки речи Медведева и сделали вывод, что принципиальных новостей в его выступлении не было. Критически настроенные наблюдатели стали искать минусы в российской оборонке, напомнили, что комплексы «Искандер» уже не первый раз становятся козырем в этом обмене мнениями, что набор ответных мер не представляет из себя чего-то принципиально нового и самое неприятное - это угрозы выхода России из договора по СНВ. Впрочем, такая критическая реакция вполне понятна. Разумеется, не стоило ожидать, что вся Америка ахнет, испугается и тут же снесет все свои незавершенные стройки объектов ПРО. Реакция, которая последовала на слова Медведева, во многом дипломатическая - Вашингтону и НАТО в целом необходимо сделать вид, что ответные меры России им не страшны.
Но далеко не все так настроены скептично. Журналист Джош Рогин из Foreign Policy, к примеру, приводит мнения некоторых сенаторов, которые позволяют понять, что для них все это очень серьезно. «Ответные меры России следует расценить как угрозу всему Альянсу, они должны побудить администрацию США полностью профинансировать все четыре этапа плана ПРО», - Рогин цитирует некий источник в сенате.
А что касается сомнений в эффективности российских вооружений, то уже Дмитрий Рогозин уверяет нас, что это тоже часть информационного противостояния. С ракетами все в порядке, просто не все их характеристики можно озвучивать, поясняет российский постпред.
«Что касается наших ракет, то они обладают всеми техническими характеристикам, чтобы обеспечить для России возможность прорыва любой противоракетной обороны. Мы недавно посещали с главой президентской администрации полигон в городе Луга, где стоят дивизионы "Искандеров". Могу сказать, что это грозное оружие. На это выделяются средства, будет установлено необходимое количество ракет по западным границам - это обеспечит безопасность нашего стратегического ядерного щита», - уверяет Рогозин.
Жесткость Москвы и упертость Вашингтона породили опасения о неком новом этапе холодной войны, «железном занавесе» и прочих фантомных страхах из прошлого века. Отчасти все это возникло не на пустом месте и было вполне предсказуемо. Во многом поэтому набор ответных мер, озвученный Дмитрием Медведевым, базировался не на неких экстренных позициях, а на заранее разработанных программах по защите российских границ. Это и упомянутые «Искандеры», и создание Войск воздушно-космической обороны и прочее. К этому была готова Москва. От Вашингтона в принципе никто не скрывал вероятность такого сценария, замечает Дмитрий Рогозин.
«Мы предупреждали, что развертывание так называемых оборонительных систем рядом с нашими западными границами (хотя мы их оборонительными не считаем, потому что, по сути, они подрывает стратегический баланс, который держал мир и безопасность в Европе в течение всего послевоенного периода) обязательно вызовет обратное движение у партнера. Ведь всегда исторически совершенствование меча приводило к тому, что у другого партнера появлялось желание совершенствовать свой щит и, наоборот, совершенствование щита приводило к совершенствованию меча. Об этом, кстати говоря, вполне ясно записано в преамбуле соглашения о стратегических наступательных вооружениях, где сказано о неразрывной логической связи между стратегическими оборонительными и стратегическими наступательными вооружениями, поэтому мы предупреждали американцев. Они прекрасно все понимают, просто делают вид, пытаются нас убаюкать», - комментирует Рогозин.
В ответ некоторые американские сенаторы уже дают клятвы, что жизнь отдадут за то, чтобы все объекты европейской ПРО были достроены до конца, и сами же констатируют, что «перезагрузка» получилась слишком глубокой, проскочили на пару десятилетий дальше, чем хотели в Штатах. Впрочем, на «перезагрузке» еще рано ставить крест, считают многие аналитики. Просто теперь она раздвоилась на экономическую и военную составляющие. С экономикой, учитывая прогресс по теме ВТО, вроде все в порядке, а вот все что касается военных вопросов, то здесь на неопределенное время не стоит ждать никаких прорывов.
| |