|
Оценка воздействия законодательных актов является недостаточной и у лиц, принимающих правовой акт, и у общественности отсутствует в достаточной мере достоверная информация о возможных последствиях правового акта, следует из данных аудита, проведенного Государственным контролем.
Во время аудита Государственный контроль оценивал, выясняются ли из пояснительных записок к законодательным актам, представляемых правительством в Рийгикогу, для парламентариев и общественности возможные последствия закона. В результате проверки Государственный контроль установил, что ни в одной из проверенных пояснительных записок не было в предусмотренном объеме и с ожидаемой обстоятельностью проанализировано воздействие, сопутствующее правовому акту. Не лучше и положение с законопроектами, перенимающими право Европейского Союза, с аспекта оценки их воздействия.
Лишь в половине из оценок воздействия в известной степени была предпринята попытка оценки в денежном выражении возможного воздействия законодательного акта. При этом как доходы, так и расходы были оценены только в 10% пояснительных записок. Если денежное воздействие правовых актов не учитывается, то позднее исполнение закона может стать для гражданина, предпринимателя или государства причиной расходов, превышающих предполагаемые размеры.
Рассмотрев ситуацию, Государственный контроль установил, что людям, ответственным за применение законодательных актов, для изучения более 2/3 правовых актов отводилось менее двух месяцев с момента опубликования закона до вступления его в силу. Из них в половине случаев - менее одного месяца. Спешка при введении правовых актов в силу также является одной из причин, почему у многих правовых актов, проанализированных Государственным контролем, в день вступления в силу отсутствовали необходимые акты о применении.
Между тем Министерство юстиции как учреждение, ответственное за организацию оценки воздействий, уже несколько лет назад было осведомлено о ряде проблем, вновь выявившихся в ходе проверки.
«В ходе проверки Государственный контроль установил такие проекты законов, в которых в определенных областях оценки воздействия вовсе отсутствовали или был оправдан только выбранный способ регулирования. Несбалансированной, субъективной и посредственной оценке воздействий сопутствуют проблемы с применением закона, нежелательные последствия и непредвиденные расходы. Такие связи вновь и вновь выявляются в ходе проводимых Государственным контролем аудитов эффективности», - пояснил главный контролер отдела эффективности Государственного контроля Тармо Олго.
По его словам, положительным является то, что с преобладающей частью замечаний и рекомендаций, отмеченных в аудите Государственного контроля, проверенные лица согласны. «Министерство юстиции должно использовать такое надправительственное единодушие и активно приступить к выполнению рекомендаций Государственного контроля», - отметил Тармо Олго.
Государственный контролер Михкель Овийр прокомментировал результаты проверки следующим образом: «Для существующих проблем с оценкой воздействия правовых актов нет ни определенной причины, ни определенного человека, который не справлялся бы со своей работой. Постоянная спешка при разработке и рассмотрении законов, а также вытекающий из этого малый интерес министров к оценкам воздействий создали положение, когда, например, в пояснительной записке к правовому акту, регулирующему сферу экономики, может быть не приведено ничего конкретного об экономическом воздействии этого правового акта. Членам Рийгикогу стоило бы проанализировать свои действия. Хотя предыдущий состав Рийгикогу единодушно принял политическую декларацию о достижении лучшего законотворчества, но в конкретных случаях при рассмотрении проектов законов на недостаточные оценки воздействий смотрят сквозь пальцы. Решение может быть найдено, если руководство Рийгикогу совместно с председателями комиссий и экспертами Канцелярии Рийгикогу продумает, как улучшить анализ воздействия правовых актов. Всё это делается для того, чтобы законодатель знал, какими будут последствия его решения».
| |