|
Пыль и песок, застилавшие последние два дня десятки станций и тоннелей московского метро, высыпались из вентиляционной системы, а потревожить многолетние залежи могли проводившиеся работы по виброзащите на участке Замоскворецкой линии, считают независимые эксперты. По информации Московского метрополитена, причина произошедшего пока не установлена, но ситуация в подземке нормализовалась. В срочном переоборудовании вентиляции нуждается практически все столичное метро, утверждают экологи.
Последние два дня пассажиры десятков станций столичного метро замечали, что на станциях, в переходах и на перронах лежали кучи песка, а при приближении поездов из-под колес поднимались тучи пыли, из-за которых было трудно дышать. В частности, жалобы поступали со станций: «Белорусская», «Киевская», «Чистые пруды», «Сухаревская», «Трубная», «Римская», «Площадь Ильича». Больше всего мусора оказалось в самом центре. Усиленные бригады клининговых компаний работали непрерывно, но еще поздно вечером в среду станцию «Театральная» застилала пылевая дымка, и в воздухе чувствовался запах гари. На утро четверга санитарное состояние станций находится на должном уровне, сообщил «Газете.Ru» пресс-секретарь Московского метрополитена Павел Сухарников. По его словам, новых сообщений о загрязнениях в метро не поступало. Что же касается вопроса о причинах происхождения странных куч песка и пыли, пока ответа на него нет. «Мы пытаемся разобраться с причинами, вызвавшими эту ситуацию. Но пока специалисты не могут четко сказать, что же произошло», - рассказал представитель метрополитена. Предварительно появление грязи в метро пытались объяснить тем, что песок был занесен с улицы через вентиляционные шахты. Но никаких пыльных бурь в последние дни в Москве не наблюдалось. Вторая версия касалась нарушения вентиляции при производстве в минувшие выходные работ по вибро- и шумозащите на путях под Большим театром. Однако, замусоренными оказались станции не только на перегоне между «Театральной» и «Тверской», но и на окраинах. Впрочем, независимые эксперты все-таки связывают причины произошедшего с работами по виброзащите, обострившими проблемы в вентиляционных шахтах. По мнению главы «Диггерспаса» Вадима Михайлова, проблему могли спровоцировать как сами работы, так и перегруженность центра, в связи с прекращением движения на части Замоскворецкой линии. По словам Михайлова, в сложной многоуровневой кабельно-вентиляционной системе метро за многие годы усадки и высыхания скопились горы песка и цементной пыли. Плюс к этому на многих станциях вентиляция является приточной и не работает на отток. Поэтому, считает он, «нельзя исключить версию о выбросе пыли в общий вентиляционный поток при нарушении сухих крышевых надтунельных пород». «Подобные вещи случаются регулярно, - рассказал он. - И связаны они либо с обрушением кровли старых горных выработок, либо с неафишируемыми работами (не столь масштабными, как сейчас). Это неизбежно, и можно говорить о глинисто-песчаном компоненте, который трудно оперативно удалить из воздуха метро в полном объеме. Наши исследования показали, что сейчас пыль шла со стороны Большого театра: в результате активных работ в тоннеле произошло истечение затюбингового пылевого мелкодисперстного субстрата, который состоит из перетертого песка, старого пылевого цемента и естественной пыли». По мнению члена президиума экспертно-консультационного совета при главном архитекторе Москвы Алексея Клименко, увеличить количество песка и цементной пыли в вентиляционных шахтах метро могли и проводившиеся нынешним летом в центре Москвы широкомасштабные работы по укладке тротуарной плитки. «В центр было завезено много песка, и он легко мог попасть в вентиляционные шахты метро, - предполагает эксперт. - В норме решетки вентиляционных киосков должны находиться на высоте двух метров над землей, но на практике, многие шахты сами не превышают в высоту полуметра. В самом метро не очень благоприятная обстановка с вентиляцией, и любого толчка достаточно, чтобы сдвинуть находящиеся в ней залежи». Проблемы с вентиляцией в метро обсуждаются уже не первый год. Весной Сергей Собянин пообещал, что замена вентиляционных систем на станциях должна быть проведена в ближайшие три года. По его оценке, для того чтобы решить проблему вентиляции в метро, потребуется заменить устаревшее оборудование на 103 вентиляционных шахтах. По мнению экологов, в переоборудовании вентиляции нуждается практически все метро. Циркуляция воздуха нарушена повсеместно, но прежде всего это касается старых станций, говорят специалисты. «На старых станциях вентиляционные шахты представляют собой простую дыру, через которую под землю спускается неочищенный воздух с поверхности. В результате люди задыхаются в метро даже зимой», - рассказала председатель комиссии по экологической политике Вера Степаненко. По ее словам, экологи бьют тревогу уже много лет, а ситуация аномального лета прошлого года лишь ярче выявила проблему. Кроме станций современными системами принудительной вентиляции, обеспечивающими очистку воздуха и подержание его оптимальной температуры, должны быть оборудованы и вагоны поездов, считает эколог: в тоннелях воздух для дыхания людей совершенно непригоден. Между тем, активные работы в метро будут продолжены в ближайшие выходные. 26--27 ноября, участок Замоскворецкой линии между «Новокузнецкой» и «Белорусской» снова закроется в связи с установкой на пути виброзащитных матов. Кроме того, как сообщил журналистам начальник Московского метрополитена Иван Беседин, обследование показало, что подобные работы требуется провести и на Сокольнической линии. Между тем, выброс песка в метро не столь редкое явление. В апреле 2001 года в связи с выносом песка было остановлено движение поездов на участке от станции «Каширская» до станции «Орехово» Замоскворецкой линии метро. За час-полтора участок длиной двадцать с лишним метров покрылся песком. Выбросило 3,5 кубометра песка. Произошло затопление рельсов в результате дренажа воды, которая тащила за собой песок. Как оказалось, причина была связана со скрытыми дефектами в строительстве туннеля и изменением уровня грунтовых вод. В ноябре 2003 года во время производства плановых работ по химическому закреплению грунтов произошел выброс плывуна объемом до 10 м3 на первый путь перегона «Царицыно» - «Кантемировская». При подавлении плывуна начался активный вынос песка через дефекты обделки на этом участке (в общей сложности 30-35 м3 песка; интенсивность водопоступления - 30-50 м3 в час). Этот инцидент показал низкую эффективность традиционных способов борьбы с плывунами на данном отрезке Замоскворецкой линии, и было принято решение об обеспечении принудительного водопонижения в зоне проблемнрого участка, а так же о срочном проектировании замены несущей обделки.
Автор: Варвара Петренко
| |