|
В Польшу привезли фильм, где главные герои - жертвы ГУЛАГА. Многие из них служили в польской армии и были военнопленными. Они рассказали, как жили и выживали в тяжелых условиях.
Благодаря им и "Забытой одиссее" то, что должно было остаться в тени и забытым, таковым не стало. Две стойкие, если не упертые, польки еще в 90-е годы собирали и записывали воспоминания жертв советского террора. Тогда о ссылках в Сибирь и убийстве в Катыни никто вслух не говорил, а выживших немногие хотели слышать. И эти женщины сняли документальный фильм и добились, чтобы его показали телеканалы в Великобритании, США и Канаде. Теперь "Забытая одиссея" приезжает в Польшу, а именно - в создаваемый сейчас Музей истории Польши. Магдалена Рачковская-Казык.
По ночам стук в дверь помнят те, кто пережил 1939, 1940 и 1941 годы. Помнят мамы и бабушки. Отцов к тому моменту часто уже не было. Они сидели в советских тюрьмах, лагерях и концлагерях. Кто-то из пленных остался навсегда в местах казней: Катынь и Медное. Сотрудники НКВД давали 20, может, 30 минут на сборы. Только и всего. Отъезд - в вагонах, санях, телегах. И неделями ехали на восток.
ТАДЕУШ ХВЕДЖЬ, председатель общества сибиряков (депортирован в возрасте 7 лет): Меня забрали из дома 10 февраля в рамках первой массовой депортации поляков. Ехали 6 недель до самого Павлодара. Там - конец железнодорожных путей, край мира.
Это воспоминание было записано, задокументировано, сохранено, и теперь это ценный источник для историков и последующих поколений.
ГАЛИНА ЖИВУШКО, депортирована в возрасте 13 лет: Они пришли нас забирать. Мама умоляла их.
А этих кадров вовсе не было бы, если б не участие двух полек - гражданок Великобритании, которые заинтересовались судьбой тысяч поляков в Сибири. Учитель Ягна Райт мигрировала в Лондон в поисках работы. Телеоператор Анета Нашковская вызывалась помочь. Вместе они сделали два фильма. С цельными, исходными, немонтированными и никогда не публиковавшимися кадрами хроники фильмы впервые окажутся в Польше. Их привезут в Музей истории страны.
РОБЕРТ КОСТРО, директор Музея истории Польши: Это были сотни часов бесед с людьми, которые пережили это. Они рассказали о своей жизни в Казахстане, Сибири, и как туда их везли. Это бесценный материал.
ОДИН ИЗ ДЕПОРТИРОВАННЫХ: Мы ели немного рыбы. Время от времени давали глоток воды. Приходилось топить снег.
Ягна Райт и Анета Нашковская старались распространить свои записи. Достучались до британских телеканалов, ездили в Австралию и Канаду. Несколько показов организовали в Польше. Обе женщины скоропостижно скончались от рака. Теперь их семьи решили определить судьбу пленок.
РОБЕРТ КОСТРО: Записи нужно просто опубликовать, чтобы их можно было использовать в научных целях, для создания фильмов и программ.
До агрессии Третьего Рейха против своего прежнего союзника - Советского Союза - из-за голода и изнурения умерла почти половина из депортированных 800 тысяч поляков. Данные неполные и не окончательные. Известно, сколько человек спасены армией Андерса. Но что стало с родившимися в ссылке и теми, кого загнали в ряды Красной Армии?
ОДИН ИЗ ДЕПОРТИРОВАННЫХ: Вот как было со мной. За 7 лет я пережил две зимы, во время которых температура опускалась ниже 60 градусов по Цельсию. При дыхании чувствуешь, будто ноздри полыхают. Потом температура снова повышалась до минус 50. И это было уже совсем другое дело.
Записи привезут в Польшу уже на этой неделе.
Магдалена Рачковская-Казык, TVN24.
| |