|
24 ноября в «Киноклубе на Винзаводе» прошел первый показ документального фильма «Ходорковский». На следующей неделе «Ходорковский» откроет фестиваль неигрового кино «Артдокфест» и выйдет в российский прокат.
«Парк культуры» с разрешения дистрибутора представляет читателям фрагмент картины, ставшей одной из самых громких премьер Берлинского фестиваля.
Работа немецкого режиссера-документалиста Кирилла Туши построена как фильм-расследование: иностранец приезжает в Россию и пытается понять, что происходит на процессе по делу ЮКОСа.
Разумеется, помощи российских чиновников Туши не дождался, но поговорил с огромным количеством людей, взял короткое интервью у героя фильма прямо в зале суда, а затем и нарисовал его - в прямом смысле слова: в картине есть анимационные вставки под симфонию Арво Пярта, посвященную Михаилу Ходорковскому. Впервые картина была показана на Берлинском международном кинофестивале 2011 года - в его документальной секции; перед премьерой случилась поистине детективная история со взломом офиса режиссера, пропажей части материалов и финальной версии фильма, которую Туши, разумеется, успешно восстановил. Показы прошли настолько успешно, что организаторам Берлинале пришлось срочно организовать в рамках «Панорамы» еще один сеанс, а возможные прокатчики выстроились в очередь с предложениями о будущем сотрудничестве. В России фильм, конечно, ждала непростая судьба. «Ходорковского» взялся прокатывать «Киноклуб на Винзаводе». Его арт-директор Ольга Паперная в интервью журналу «Огонек» рассказывала, что получить прокатное удостоверение в Минкультуры стоило немалых трудов и заняло больше времени, чем требуется другим фильмам. Да и сам прокат складывался тяжело - взять ленту поначалу согласились лишь двадцать кинотеатров. Кроме того, премьера «Ходорковского» в России была запланирована на 1 декабря - за три дня до выборов в Госдуму, что, безусловно, добавляло остроты ситуации, которая разрешилась за неделю до показа на открытии фестиваля «Артдокфест»: киносети одна за другой начали отказываться от «Ходорковского»; Паперная намекала на запрещающие звонки «сверху». Чиновники, правда, существования запретов не признали, часть кинотеатров отговорилась тем, что документальное кино - не их формат, а другие сослались на отсутствие каких-либо переговоров с «Киноклубом». Как бы то ни было, к 21 ноября показывать картину в Москве согласился лишь один зал - киноклуб «Эльдар». Эксперт в области кинобизнеса, основатель ресурса «Кинобизон», Сергей Бондарев уверен, что «Ходорковский» мог выйти на 30-50 копиях и с каждой из них заработать от 200 до 500 тысяч рублей. «Речь идет о площадках у которых есть небольшие артхаусные залы и подготовленная аудитория. Некоторые из них могли бы сделать огромные деньги именно на эксклюзивности материала», - отметил Бондарев. Он уверен, что время премьеры было выбрано неправильно. «Надо было выходить в другую дату. Выпускать его 1 декабря - это, по моему, политическое решение. Понятно, зачем дистрибутору, принадлежащему группе "Живи" Михаила Прохорова, выпускать фильм накануне выборов. Дата, кстати, была утверждена заранее, еще до скандала с "Правым делом", но с учетом текущей обстановки ее нужно было поменять», - сказал Бондарев. По его мнению, картина смотрится интересно, в ней есть интересные моменты - таковыми, по его мнению, стали анимационные вставки, а также места, где Кирилл Туши пародирует нарративную манеру другого документалиста - знаменитого Майкла Мура («Фаренгейт 9/11»). Фактор даты понимают и в «Киноклубе». Паперная в беседе с корреспондентом «Газеты.Ru», рассказывая об отказах киносетей, отметила, что в частных кинотеатрах допускают, что документальный фильм о Ходорковском выйдет на экраны, но вопрос об этом будет поставлен только после выборов. Кроме того, владельцы кинотеатров хотят сначала посмотреть, будет ли пользоваться фильм спросом на оставшихся площадках: в московском «Эльдаре» и в регионах.
Автор: «Парк культуры»!--1-->!--2-->
| |