|
«Транснефть» будет строить трубу Заполярье - Пурпе без участия нефтяных компаний, как предполагалось раньше. Такое решение приняло правительство. «Транснефти» придется инвестировать около 120 млрд рублей вместо запланированных 30 млрд рублей, но в дальнейшем затраты компании должны быть компенсированы за счет тарифов на прокачку нефти.
Нефтепровод Заполярье - Пурпе будет построен исключительно за счет «Транснефти». Соответствующее решение утвердилдо правительство в четверг, 24 ноября. Стоимость строительства трубы Заполярье-Пурпе по разным оценкам должна составить 112-120 млрд рублей. Первая цифра - оценка Минэнерго, вторая - самой «Транснефти». «Прокладывать нефтепровод придется в очень сложных условиях, - отметил пресс-секретарь компании Игорь Демин. - Кроме того, будет использоваться новая технология строительства - фактически это будет первый нефтепровод, установленный на сваях». Труба должна соединить ямальские нефтяные месторождения с сетью магистральных нефтепроводов. Полностью нефтепровод должен пройти по маршруту Заполярье-Пурпе-Самтлор. Участок Пурпе-Самотлор «Транснефть» запустила в эксплуатацию в октябре. Изначально предполагалось, что в строительстве участка Заполярье-Пурпе будут участвовать заинтересованные нефтяные компании. Специально созданная «Транснефтью» компания «Заполярье» в 2012 году должна была провести допэмиссию, после которой у нефтепроводной монополии осталось бы 25% плюс одна акция «дочки», а остальные акции должны были выкупить другие компании. О своей заинтересованности в проекте заявляли «ЛУКойл», ТНК-ВР и «Газпром нефть». Но схему так и не утвердили. «Финансирование строительства должно производиться согласно долям, и компании просто не смогли договориться между собой, кто какую долю в "Заполярье" будет выкупать», - рассказал «Газете.Ru» источник в нефтяной отрасли. Таким образом, вместо 30 млрд рублей «Транснефти» придется вложить в строительство все 120 млрд рублей. Как пояснил «Газете.Ru» Демин, лишь треть из этой суммы составят собственные средства компании, остальное «Транснефть» рассчитывает покрыть за счет привлечения кредитов. Но в минусе нефтепроводная монополия не останется. «Наши расходы на строительство будут заложены в тарифе на прокачку, - говорит Демин. - Также мы будем использовать аналог западного принципа "качай или плати", благодаря которой нам сразу становится известна экономика трубы - заранее определяются обязательства компаний по объемам прокачки, и в случае их невыполнения нефтяникам придется выплачивать компенсацию». Другие нефтяные компании довольны решением правительства, ведь им не придется финансировать непосредственно строительство трубы. «Пришлось бы сначала инвестировать, и лишь потом качать нефть, - - указывают в "ЛУКойле". - При том, что ближайший срок ввода наших месторождений на Ямале в промышленную эксплуатацию - 2016 год (Пякяхинское месторождение)». По словам представителя «ЛУКойла», компании уже вкладывают крупные средства в освоение ямальских месторождений, поэтому инвестиции в строительство трубы были бы для них менее удобны, чем растянутая по срокам оплата транспортировки нефти. Аналитики Ruy, Man & Gorsecurities в своем обзоре отмечают, что решение правительства увеличит рентабельность таких проектов, как Новопортновское месторождение «Газпром нефти», Мессояхское «Славнефти», а также месторождений Сузун и Тагул, которые осваивает ТНК-ВР. По словам экспертов, разработка новых месторождений Ямала - один из ключевых факторов для роста добычи этих компаний.
Автор: Алексей Топалов
| |