|
Мировые производители продуктов питания готовятся повысить цены в 2012 году, несмотря на снижение стоимости сырья: бизнес попал в тиски роста издержек и снижения доходов своих потребителей
Производители продуктов питания, которым до сих пор удавалось сдерживать рост издержек, планируют повышение цен в ближайшие 12 месяцев. Таковы результаты исследования Grant Thornton, охватившего 11 тысяч компаний в 39 экономиках мира.
Крупным международным компаниям, например, Unilever и Nestl?, удавалось возмещать рост стоимости производства. Более мелкие производители продуктов питания пытались следовать за лидерами рынка. Многие компании абсорбировали дополнительные расходы, урезая свои траты в целом и повышая производительность. В результате, производители продуктов питания попали в тиски роста издержек и снижения доходов своих потребителей, пишет британская газета The Financial Times.
Но сейчас «плотину, похоже, прорвало», считает курирующий рынок продуктов питания и напитков в Grant Thornton Джин Мензис. «Производители напитков в настоящее время ищут способы протолкнуть повышение цен по цепочке, которая в итоге приведет к росту цен для потребителя», - полагает Мензис.
Производители продуктов питания уже фиксируют более сильное воздействие роста цен. Например, второй по величине в мире производитель мяса Tyson Foods заявил в начале этой недели, что его чистая прибыль за четвертый квартал не составила и половины от прибыли за аналогичный период 2010 года из-за более высоких цен на зерно. Глава Tyson Foods заявил, что ждет падения поставок мяса курицы в следующем году, которое даст его компании возможность повысить цены и прибыли.
Компания Campbell Soup отчиталась о падении чистой прибыли за первый квартал 2011-2012 финансового года на 5% год к году из-за снижения оборотов и роста цен.
Крупнейший мировой ритейлер Walmart, как подсчитал аналитик JP Morgan Кен Голдман, с 14 мая 2011 года повышает цены на основные продукты питания и делает это быстрее, чем его конкуренты. За 12-недельный период, окончившийся 29 октября 2011 года, цена корзины основных продуктов выросла на 8,9% год к году в розничных сетях, включая Walmart, пишет Голдман. Если не учитывать показатели Walmart, то тот же набор базовых продуктов подорожал за это время лишь на 8,6%.
При этом Walmart сдерживал рост цен в своих магазинах в США, что сказалось на его прибыльности: продажи в магазинах, открытых более года назад, выросли на 1,3% за три месяца к концу октября, однако трафик покупателей снизился по сравнению с годом ранее. Выручка составила 3,34 млрд долларов - против 3,44 млрд долларов в третьем квартале 2010 года, заработанных, благодаря налоговым послаблениям.
41% опрошенных Grant Thornton представителей компаний, выпускающих еду и напитки, ждут повышения своих цен в ближайшие 12 месяцев. Год назад таких компаний было всего 12%.
Производители продуктов питания планируют подорожание своей продукции на фоне снижения цен на сырье. В октябре мировые цены на продовольствие показали самое сильное падение за последние 19 месяцев после достижения рекордных высот в феврале 2011 года, по данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО). Самое сильное снижение цен пришлось на зерно, сахар и масла. Существует «определенный оптимизм» относительно того, что в 2012 году цены на продовольствие останутся ниже пикового уровня, считают в ФАО.
В начале ноября финансовый директор Kraft Foods Дэвид Бриртон на вопрос инвесторов о ценовой политике на 2012 год заявил в ходе конференц-колла: «Я знаю, что сырье подешевело за последний месяц или около того, но это касается лишь основного сырья. Если вы посмотрите в годовом исчислении, мы ждем рост цен в четвертом квартале [2011 года]...включая подорожание упаковки, энергоресурсов, транспортировки и других вторичных составляющих...Цены будут расти в следующем году».
«Люди в отрасли говорят нам, что, несмотря на падение, есть мнение - цены останутся на более высоких уровнях...Долгосрочный тренд - это рост цен», - объясняет Мензис. Помимо сельскохозяйственных сырьевых товаров, на ценах сказываются и дорожающие энергетика и транспорт.
В целом же бизнес не ждет, что более высокие цены обернутся ростом прибыли: около 62% опрошенных производителей продуктов питания прогнозируют рост выручки в следующем году, но лишь 43% ждут роста прибыли. «Период консолидации неизбежен», - считают эксперты Grant Thornton. Каждая пятая компания, участвовавшая в опросе, рассматривает варианты сделок по слиянию и поглощению.
| |