«Развод Надера и Симин» Асгара Фархади - иранский фильм, удостоенный в Берлине в прошлом феврале «Золотого медведя», а также двух «Серебряных» за лучшие актерские работы, - выходит на российские экраны. О картине подробнее рассказывает Антон Долин.
Удивительный фильм. Его награждение почти год назад на фестивале в Берлине было, казалось бы, предсказуемым и даже неизбежным: весь мир жужжал по поводу приговора замечательному Джафару Панахи, картины которого показывали в соседних залах. И фильм его младшего коллеги и собрата Асгара Фархади «Развод Надера и Симин» вызвал шум еще до премьеры. Тем паче, что Фархади за полгода до того чуть не отлучили от профессии как раз за неосторожные слова в поддержку Панахи и других инакомыслящих, сказанные на какой-то киношной церемонии.
Интересный парадокс в том, что наградили Фархади и его «Развод...» по мотивам, далеким от политических, - да и в картине никакой политики нет в помине, если не считать нескольких отсылок к жестоким и абсурдным для нас законам Ирана. Однако речь в фильме совершенно не об этом.
Его завязка - решение двух главных героев, еще молодой и вполне привлекательной пары из Тегерана, - развестись. После полутора лет ожидания им дали визы на выезд из страны, и жена хочет уехать, взяв с собой дочку-школьницу, чтобы обеспечить той лучшее будущее, а муж не может последовать за ними, поскольку за это время его отец совсем сдал - у него Альцгеймер, а оставить старика не на кого. Жена съезжает к матери, муж остается один с дочкой, а отцу нанимает сиделку - та же не только из более бедной семьи, но и беременна, а также полна религиозных предрассудков: например, менять подгузники старцу ей кажется неподобающим и просто неприличным.
Судьбы двух семей завязываются в тесный узел, рождая страннейший гибрид - нечто среднее между психологической драмой, картиной о взрослении, судебным фильмом, триллером и абсурдной комедией, при этом цельное, напряженное и крайне увлекательное зрелище. Десяток превосходных артистов разыграли эту картину, посвященную той же теме, что недавняя «Елена» Андрея Звягинцева: какой бы тяжкой и непредсказуемой ни была жизнь, в каких бы условиях ты ни существовал, за свои слова и поступки всегда отвечаешь сам. Именно поэтому этот фильм может быть понят и оценен любым мыслящим человеком, вне зависимости от возраста, расы, национальности и социального статуса.
Именно поэтому «Развод Надера и Симин» получил в Берлине не только «Золотого медведя» как лучший фильм фестиваля, но и не менее заслуженные «Серебряные», присужденные соответственно мужскому и женскому актерскому ансамблю. И высока вероятность того, что именно эта картина станет первым иранским фильмом, которому достанется «Оскар» - опять же, заслуженный.