|
Центробанк предупреждает: дочерним структурам иностранных банков в России не стоит увлекаться кредитованием своих материнских компаний. По данным деловых СМИ, в последнее время регулятор проводит встречи с менеджерами российских «дочек» зарубежных кредитных организаций и рекомендует снизить такую активность. Насколько велики риски, выяснял экономический обозреватель «Вестей ФМ» Леонид Гурьянов.
Гурьянов: В октябре объём кредитов, выданных зарубежным клиентам российскими дочками иностранных банков, вырос на десятки процентов на фоне обострения долгового кризиса в Европе. В российском Центробанке видят в этом процессе риски для ситуации с ликвидностью в банковской системе и рекомендуют банкирам снизить темпы вывода капитала. В противном случае ситуация может вылиться в излишний рост стоимости денег на межбанковском рынке, что отразится на отечественных заёмщиках, отмечает аналитик агентства «Инвесткафе» Никита Игнатенко.
Игнатенко: Те деньги, которые, по сути, предназначались для развития бизнеса в России, тот объём фондирования, который был предоставлен материнскими компаниями для развития российских дочек, сейчас уходит обратно в материнские компании. Если очень много средств будет уводиться за рубеж, общий объём ликвидности в российском банковском секторе снизится. Ликвидность станет дороже, может возрасти стоимость привлечения ликвидности, мы увидим рост ставок по депозитам ещё больше, и соответственно ставок по кредитам.
Гурьянов: Заметный рост ставок по депозитам уже происходит - за первую декаду ноября средняя максимальная ставка 10 крупнейших игроков розничного рынка продемонстрировала рекордный скачок. В стороне не остался и «Сбербанк», который щедростью к вкладчикам не отличается, но увеличил максимальную ставку сразу на процент с четвертью. А недавно в том же «Сбербанке» заявили, что в ближайшие месяцы рынок ждёт стабильный рост ставок по кредитам. Все это - следствия сжатия ликвидности. Впрочем, пока более активного вмешательства ЦБ не требуется, полагает Никита Игнатенко.
Игнатенко: Центробанк совместно с Минфином стараются поддерживать ликвидность на достаточном уровне, у них это получается, есть серьёзные механизмы, и сейчас уровень ликвидности в российском банковском секторе стабилен.
Гурьянов: Но если ситуация будет обостряться в дальнейшем, то вряд ли отток удастся остановить административными методами, полагает начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования Максим Осадчий.
Осадчий: Это приблизительно то же самое, что разворачивать реки. На фоне вступления России в ВТО вводить какие-то меры, останавливая иностранный капитал, было бы неправильно. Представьте себе, что мы просто скажем: «А вот всё, ваши деньги застряли в России». К каким последствиям это приведёт? Никто не станет инвестировать в Россию.
Гурьянов: Отток капитала давит не только на банки. Это не лучшим образом сказывается и на курсе рубля, отмечает эксперт. В конечном же итоге всё упирается в инвестиционную привлекательность, которая пока не позволяет удерживать в России деньги, и не только иностранные, в периоды потрясений на финансовых рынках, констатирует Максим Осадчий.
Осадчий: Деньги уходят не столько в Европу, деньги уходят в первую очередь в казначейские обязательства Соединённых Штатов. Если бы у нас была тихая гавань, деньги не ушли бы. Деньги просто уходят с российского рынка безотносительно их национальной окраски. Бегут ещё и сами иностранцы, бегут иностранные банки. Сейчас мы наблюдаем уход БНП «Париба», «Барклайс» продал Киму свой бизнес, «Кей Ди Си Групп» собирается продать свой «Абсолют».
Гурьянов: Впрочем, косвенно повлиять на иностранных игроков всё же можно. Например, ограничив им доступ к дополнительной ликвидности от российских властей, отмечают эксперты. Хотя здесь также есть опасность - так, Европейский банк реконструкции и развития предупредил о рисках, которые могут возникнуть у «дочек» иностранных банков на развивающихся рынках, из-за сокращения фондирования со стороны материнских структур в Европе.
| |