|
В музее изобразительных искусств имени Пушкина открылась выставка Караваджо. 11 полотен из собраний Италии и Ватикана - это крупнейшая экспозиция картин итальянского мастера, которая когда-либо проводилась за рубежом. Вернисаж продлится почти три месяца - до середины февраля.
Километровая очередь в Пушкинский музей уже стала привычной частью пейзажа и в ближайшие дни она снова выстроится здесь, на Волхонке. 11 полотен Караваджо - столь масштабная выставка впервые открывается за пределами Италии. А в России великий живописец и вовсе не экспонировался никогда прежде.
И нигде в мире нет музея Караваджо - так что на выставку собирали по картине из итальянских церквей и галерей. Из государства Ватикан прибыло «Положение во гроб». За четыре столетия оно второй лишь раз покидает территорию Святого престола.
«Я знаю, что эта картина один раз была в Польше, когда папой был представитель Польши. Сам папа вывез ее туда, в свою родную страну», - говорит директор Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Ирина Антонова.
Долгожданные шедевры съезжались в Пушкинский всю неделю. Их распаковывали - бережно, едва дыша. Вот «Мученичество Святой Урсулы» - последняя картина художника, и судьба у нее мученическая. История ее жизни - это история ее реставрации.
«Чтобы ускорить высыхание лака, он выставил картину на солнце. От солнца лак начинает течь, а не высыхать, и произошла такая трагедия. Он потек, и ее отправили. Когда отправили - понятно, что там прилипало, и так далее, и картина сразу потребовала реставрации», - рассказывает куратор выставки Виктория Маркова.
Такая спешка была вынужденной: в это самое время Караваджо скитался по Италии, скрывался, обвиненный в убийстве. Художник, сотканный из противоречий, дебошир и кутила, но кто еще вот так трактовал божественное - по-человечески, детально, реально?
«Все перипетии его жизни - потрясающие, и картины его - такие мощные, ошеломляющие своей выразительностью. Я больше не знаю такого художника, такой внутренней мощи», - говорит народный художник России Борис Мессерер.
Это он открыл для искусства систему света и тени - с этим приемом Рембрандт позже творил чудеса. На картины Караваджо в Пушкинском музее смотреть предлагают в полутьме: на стене цвета крови - полотна, выхваченные лучом света.
| |