|
На экраны выходит сиквел мультфильма «Делай ноги», пять лет назад получившего «Оскар», в котором стало меньше песен и танцев, зато добавилось философии.
Несмотря на глобальное потепление, о котором так долго твердил Альберт Гор, на седьмом континенте все еще царят холода, даром что из-под снега уже кое-где начинает пробиваться зеленая травка. Но время не заморозишь ни в Африке, ни в Антарктике - вчерашние птенцы Мамбл и Глория, окончательно повзрослев, стали, наконец, родителями. Казалось бы, вот оно, счастье. Однако долгожданный отпрыск, маленький пушистый Эрик, доставляет пингвиньей чете немало хлопот: у него начисто отсутствуют хореографические таланты, а вся птичья колония уже лет пять только тем и занята, что синхронно отплясывает чечетку. Пингвин-папа, конечно, разочарован, но подбадривает сына. Еще бы: никто лучше его не знает, что значит быть другим. Не так давно голосившая во все клювы пингвинья стая не давала житья и самому Мамблу - лишенному вокальных данных, но зато мастерски отстукивающему степ. Отцовские уроки оптимизма Эрику слабо помогают. Над ним, как когда-то над его родителем, беспрестанно смеются и подтрунивают соплеменники, и после очередной неудавшейся попытки «сделать ноги» пушистый комочек решается на побег. Вместе с двумя друзьями-малолетками Эрик присоединяется к болтливому иноземцу Рамону, так и не нашедшему семейного счастья с императорскими красавицами. Несмотря на весь свой пыл и страсть, в глазах царственных дам Рамон - лишь жалкий коротышка, и ему ничего не остается, кроме как отправиться обратно домой, в родную стаю. Но за время отсутствия темпераментного южанина в земле Адели многое изменилось. Теперь здесь правят хохлатый Ловелас в шерстяном свитере всех цветов радуги и его новоявленный наставник Свен; необычный пингвин с собственной философией и подозрительно большим клювом, как будто бы благодаря мистическому озарению научившийся летать. Мамбл, конечно же, отправляется вдогонку за сыном... В «Делай ноги - 2» смешались в кучу птицы, люди, морские львы, акулы и два представителя крилевой стаи, Уилл и Билл Крили - судя по всему, родственники, один из которых влюблен в другого (нелегкая работа предстоит питерским законодателям), а второй - одержим манией величия и желанием стать хищником. Понятное дело, все они (кроме, разве что, вероломных людей), спасая пингвинью колонию от неминуемой гибели, в итоге споют и спляшут вместе. Но бедному зрителю в ожидании кульминации придется пережить столько злоключений и уследить за таким количеством персонажей, что становится не до песен. Впрочем, в сиквеле оскароносного мультфильма их не так уж много. Первый мультик, снятый Джорджем Миллером о приключениях на краю света, не зря получил золотую статуэтку. «Делай ноги», выпущенный пять лет назад, и сейчас практически идеальное зрелище для детей и пришедших с ними родителей. Смешной и невероятно красивый мюзикл в меру познавателен, в меру назидателен, не слишком сложен для понимания, и, вдобавок, способен порадовать пап и мам знакомыми мелодиями из репертуара Элвиса Пресли и Фредди Меркьюри. В 3D-сиквеле, снятом все тем же Миллером, от всего перечисленного остались разве что песни Queen. Ни научпопа в стиле National Geographic, ни хваленой гиперреалистичности (мимика и движенья пингвинов все больше напоминают человеческие), ни по-настоящему хороших шуток. Хуже того, «Делай ноги - 2» даже с натяжкой не назовешь мюзиклом - танцам и песням четверо сценаристов (двое из которых в работе над первым фильмом участия не принимали) зачем-то предпочли философские разговоры и нелегкую проблематику отцов и детей. На бесконечные рассуждения антарктических жителей всевозможных видов о поисках собственного «я» смотреть скучно даже взрослым, а уж дети-то и вовсе рискуют утонуть в ледяной пучине не слишком глубоких, но довольно противоречивых идей. Мало того, что заявленная в прологе основная мысль (все в этом мире взаимосвязано, и даже если ты мал и ничтожен, твоя роль в достижении мировой гармонии бесценна) для детей немного сложновата. Разнообразных месседжей здесь столько, что хватило бы и на четыре сиквела. Порою кажется, что все четыре сценариста трудились в одиночку, а потом на скорую руку собрали из разрозненных кусков один сюжет, не слишком-то озаботившись связностью и идейной выдержанностью повествования. В итоге получилось нечто в духе басни Крылова: кто тянет поверить в чудо и взлететь, презрев природу, кто - почувствовать себя частью единого целого и уплыть на глубину вместе со стаей, кто - осознать свою уникальность и внезапно запеть поставленным голосом арию из «Тоски». Разве ж можно во всем этом разобраться - тем более, будучи пингвином? Словом, после «Делай ноги - 2» финал документального фильма Вернера Херцога «Встречи на краю света», в котором сородич Эрика, отбившись от стаи, улепетывает один в ледяную пустыню себе на погибель, не кажется таким уж безумным. Если у пингвинов действительно такая нелегкая, наполненная беспрерывными поисками себя жизнь, то, быть может, лучше, и правда, покончить с ней как можно быстрее. Желательно в тишине. Какие уж тут песни.
Автор: Максим Эйдис
| |