|
В Италии прошел международный форум «Взгляд в будущее», на котором российские и итальянские деятели культуры делились опытом, пытаясь найти выход из, как выяснилось, схожей ситуации. Ни музеям, ни театрам денег катастрофически не хватает. Тем более, когда речь идет о провинциальных культурных учреждениях. Именно их представители стали участниками Форума. И смогли не только пообщаться с зарубежными коллегами, но и увидеть старинные итальянские города-крепости, уникальную византийскую мозаику, Венецию, Флоренцию и могилу Данте.
Самая древняя римская арка в Италии, утверждает гид. Монумент, сооруженный в 27 году до н.э. в честь императора Октавиана Августа, сына знаменитого Юлия Цезаря. Так и написано: «Сенат и народ римский посвящают по случаю реставрации дорог, им установленных и упорядоченных».
Узнаваемые «ласточкины хвосты» - как напоминание о многовековых связях двух стран. Экскурсия проводится для участников международного форума - музейщиков, чиновников, театральных деятелей, - устроенного министерством культуры Италии и российским фондом «Мир культуры».
18 директоров театров, сидящих здесь, продолжает модератор Юлия Большакова, подтвердят: пришло молодое поколение, которое заполняет зрительские залы и предопределяет перспективы. Итальянцы наоборот сетуют на удручающее положение, в котором оказалась культура. И дело не только в плохой экономической ситуации. Она-то как раз позволила понять, как выразился один из итальянских чиновников, что «культура - наша нефть». Но «made in Italy» в сфере музейной, театральной, музыкальной без поддержки государства - невозможно.
На самом деле, все не так плохо в итальянских музеях. Примеры - чуть позже. Пока - приветственные речи, презентация участников. Затем - общение по секциям, где о наболевшем говорят и наши, и итальянцы. Предварительные итоги - на торжественном ужине в роскошном «Гранд - отеле», который запечатлен в «Амаркорде» уроженца города Римини Федерико Феллини.
Здание, построенное в стиле ар нуво, с венецианской мебелью XVIII века, французскими гобеленами, признано национальным достоянием и имеет статус памятника архитектуры.
Министр культуры Новосибирска предложила отменить визы между Италией и Россией, дабы упрочить связи. После этой поездки ей, как минимум, хочется привезти сибиряков сюда. В небольшой Сан Лео. Город - цитадель, возникший в эпоху Возрождения. Здесь Франциск Асизский произносил проповеди и основал монастырь. Здесь авантюрист Калиостро отбывал пожизненный срок в одиночной камере. Здесь Данте Алигьери, изгнанный из родной Флоренции, писал стихи. В честь поэта и его «Божественной комедии» названа главная городская площадь. Строки из «Чистилища», уверены местные жители, про «устрашающую стену, обрывистую и строгую», вдохновлены именно Сан Лео.
«Маленький итальянский город эпохи Возрождения - нас всего около 3000. Город человеческих размеров: вы не можете не почувствовать, какая здесь спокойная, размеренная жизнь, - говорит мэр Сан Лео Мауро Гуэрра. - Этого место ведь не так легко достигнуть, у нас есть большой союзник в лице природы. Поэтому много хорошо сохранившихся памятников архитектуры. Можно сказать, вся современность разбилась о нашу городскую стену. Ту самую, о которой упоминает Данте».
И снова - к Данте. Участники форума - у зарешеченной могилы. У храма, где его отпевали, - Церковь Святых апостолов Петра и Павла. Равенна. Воспетая Александром Блоком, Оскаром Уальдом.
Равенна хочет стать культурной столицей Европы. Подала заявку. Надеется. Имеет основания. В Vвеке это была столица Римской империи. Важный порт, построенный еще Цезарем. В общей сложности, говорит гид, под нашими ногами 4 города. Только здесь и совсем немного в бывшем Константинополе сохранилась мозаика с византийских времен.
А вот обещанный ранее пример - образования через музеи. Раскопки на месте древнеримского дома превратили в экспонат под открытым небом.
На главной площади Римини россияне угодили в трогательный флешмоб, впервые проведенный в Австралии. Объятия, распростертые для всех. Со словами: «Давайте прикоснемся друг к другу сердцами, мы куда-то несемся, чем-то заняты. Давайте же остановимся хоть ненадолго. И обнимемся».
| |