|
В России школы служат мощным инструментом пропаганды для правящей партии, которая размещает там плакаты и лозунги. Другим партиям это не позволяется.
Они едва застали коммунизм. Мы уезжаем из Москвы, чтобы лучше понять это первое свободное поколение, которое колеблется между фатализмом и оппортунистским вступлением в партию премьер-министра Владимира Путина.
14 ноября - это праздничный день в Борисоглебске, небольшом городке на правом берегу реки Ворона в 240 километрах от Воронежа, посреди благодатного для сельского хозяйства российского черноземья.
В этот день в старом сельскохозяйственном техникуме (неоклассическое здание сталинской эпохи) проходит акция «Твори добро». Из актового зала раздаются крики и смех. Зрителям в среднем от 10 до 18 лет. У Борисоглебска (65 585 жителей) есть важнейший ресурс, который вызывает неподдельную зависть соседей: молодежь.
Город, который служил речным портом еще со времен Петра Великого (XVIII век), в советскую эпоху стал образовательным центром. И до сих пор сумел сохранить кое-что из былого наследия. Шесть институтов, пять техникумов, медицинское училище и музыкальная школа - все это делает Борисоглебск обязательной остановкой в жизненном пути всей окрестной молодежи.
«На учеников и студентов приходится треть населения», - объясняет руководитель моложенной программы в местной мэрии Елена Сухорукова. Активный член «Единой России», партии премьер-министра страны Владимира Путина и президента Дмитрия Медведева (при этом ни тот ни другой официально не имеют партбилетов), эта словоохотливая и активная женщина следит за отдыхом, трудоустройством и моральным состоянием своих юных подопечных.
Путь 18-летних в Борисоглебске отнюдь не устлан лепестками роз. Перспектив на будущее откровенно мало, а развлечения можно пересчитать по пальцам. До Воронежа с его богатыми улицами и магазинами четыре часа езды на машине. Несмотря на гордое наименование «федеральная автотрасса», дорога в столицу области представляет собой обычное провинциальное шоссе со всего двумя полосами и затрудненным движением.
Проект «Твори добро» призван спасти молодежь от хандры российской глубинки и не дать ей утонуть в потасовках, наркотиках и алкоголе. Идея также принадлежит Елене. Главная задача - рассказать молодым людям о несчастьях окружающих. И что дальше? Помогать нуждающимся, навещать пожилых людей, сирот.
Студенты-добровольцы разбиваются на команды. Собравшись группами по четыре или пять человек, они зачитывают перед публикой стихотворные лозунги собственного сочинения. Далее зал встает и скандирует: «Кто, если не мы!»
Весь этот спектакль неуловимо напоминает праздники комсомола в советские времена. Студенты надели на голову военные пилотки, а школьники повязали вокруг шеи платки, как в прошлом это делали пионеры, «скауты» Коммунистической партии Советского Союза. В заключении звучит песня. 17-летняя Дарья Баркова на высоких каблуках и в юбке с кружевами поднимается на сцену и исполняет «Кружится планета добра». Публика в полном восторге.
Для Елены это большой день. Праздник дает ей возможность установить связи с молодежной организацией «Единой России» «Молодая гвардия». По этому поводу из Воронежа специально прибыли трое «молодогвардейцев» - Дарья, Никита и Алина. Они рассчитывают набрать в Борисоглебске новых членов. В России школы служат мощным инструментом пропаганды для правящей партии, которая без зазрения совести размещает там плакаты и лозунги.
Шесть других партий, которые поборются за кресла в парламенте на выборах 4 декабря, не имеют права на подобные преференции. Директор ни одной школы не даст КПРФ или партии «Яблоко» вешать предвыборную рекламу в своем учреждении. «Единая Россия» - особый случай. Преподаватели преданы ей душой и телом, так как понимают, что их должность и зарплата напрямую зависят от Кремля, воплощением которого служит «Единая Россия».
С приближением парламентских выборов сторонники Владимира Путина стоят на ушах. Перед ними стоит задача гарантировать лучший результат своей партии, то есть 65% голосов. Такие указания пришли с самого верха. В коридоре у актового зала был открыт импровизированный приемный пункт. Тем не менее, несмотря на все усилия 20 летней Дарьи Тестовой, которая вышла на сцену расхваливать «Молодую гвардию», улов откровенно не впечатляет: вступить в организацию решили всего двое. «У большинства не было с собой паспортов, и они заполнят бумаги позднее», - уверяет Елена.
Сама она, безусловно, поддерживает тандем Путин-Медведев. Но что она думает о культе личности? «Они в этом не виноваты, к этому стремится их окружение. Этот культ - историческое явление. Он существует у нас с царских времен и, наверное, заложен в наших генах. Наши лидеры относятся к этому с юмором, и это доказывает, что они нормальные люди. Но главное не в этом. Главное - это мир. Россия так или иначе движется к светлому будущему», - уверена Елена. Проблема лишь в том, что современная молодежь слишком требовательна: «Они хотят все и сразу». Она же научилась терпению.
Допутинская эпоха оставила у нее горькие воспоминания: «Когда я начала работать учительницей в 1996 году, то получала зарплату колбасой и мясными консервами! Не хочу, чтобы моей дочери пришлось пройти через то же самое. Я за эволюционное развитие России».
В столице области Воронеже (миллион жителей) молодежи тоже хватает. Университеты, институты (здания XIX в пастельных тонах), кафе с Wi-Fi - все это делает город привлекательным. «Это культурное и модное место», - объясняет Дарья Тестова. Эта девушка в леопардовой шубе и дорогих сапогах на высоком каблуке гордится тем, что агитирует за «Молодую гвардию», единственную организацию, которая не потеряла «связь с действительностью».
Она не пропускает ни одной из «добровольческих акций» путинской молодежи, целью которых становится борьба с инфляцией или пропаганда «здорового образа жизни», без наркотиков и пива. Прагматичная Дарья рассчитывает, что ее работа в организации «зачтется» в будущей карьере.
«Молодая гвардия» получает щедрые дотации от федеральных властей и привлекает немало людей. В Воронеже у нее есть даже собственное здание, недавно отстроенная штаб-квартира в центре города. Всего региональное подразделение насчитывает 2000 членов и стало для многих синонимом подъема по карьерной лестнице.
Не все молодежные организации могут похвастаться такими успехами. Местное управление комсомола тоже находится в центре города, в двух шагах от площади Ленина. 26-летний Александр Шабунин возглавляет областной комитет комсомола, в который входят от силы несколько сотен человек. Тем не менее, КПРФ является вторым по силе политическим объединением страны и удерживает прочные позиции в провинции, особенно в сельскохозяйственных регионах черноземья, где у нее осталось немало сторонников (в первую очередь пенсионеры).
Но Александр иначе смотрит на ситуацию: «К нам приходит все больше молодых людей. Они недовольны, потому что образование стало платным, и нет гарантий найти работу. Лишь очень немногие из них работают по специальности». Родившийся в 1985 году Александр не помнит советский режим. Когда Советский Союз развалился на части, ему было всего 6 лет.
Тем не менее, его бабушка и родители говорили о нем «положительно». «Я не верю, что это был тоталитарный режим. СССР был одним из самых демократичных государств в мире. Там была работа и карьерные перспективы, жилье было бесплатным, тогда как сегодня молодежи негде жить», - объясняет он. Но если СССР был так совершенен, почему же тогда он распался? «Да, с экономикой действительно были проблемы, но все можно было решить. Во всем виноват Горбачев, предатель, который продал страну. Так на это смотрит народ».
В настоящий момент Александр готовится к защите диплома по агрономии и видит заговор буквально повсюду. Как ему кажется, гибель советского коммунизма стала делом рук «иностранных спецслужб». А за арабскими революциями «стоит ЦРУ». По его словам, полковник Каддафи «не умер»: мятежники хотели порадовать госсекретаря Хиллари Клинтон, которая «требовала его устранения», и разыграли весь этот спектакль. Свои идеи Александр черпает на сайтах Stalinist.ru и Za-kaddafi.ru, которые стали для него главными источниками информации.
Расположенный недалеко от проспекта Революции Театр юного зрителя зажигает огни. На часах 18:00, и актеры готовятся к представлению. В Воронеже, как и повсюду в России, сцена - это страсть. В городе находится шесть театров, «не считая полупрофессиональных трупп», с гордостью заявляет, 30-летняя голубоглазая блондинка Юлия.
С 4 лет Юлия хотела стать актрисой. Ее мечта осуществилась: ей удалось стать одной из звезд Театра юного зрителя. Она очень любит свою работу и публику, но никак не может остаться довольной зарплатой в 6000 рублей. Она показывает на коробку от обуви: недавно она купила зимние сапоги за 7000 рублей. «Я постоянно думаю, как свести концы с концами, не говоря уж о том, чтобы создать семью... При таких низких доходах это просто невозможно». Она не уверена, что пойдет голосовать 4 декабря. Но если и появится на избирательном участке, то отдаст голос за коммунистов. Причем не из убеждения, а в знак протеста: «Мне не нравится, что происходит в стране».
Она рассказывает, как ее матери-учительнице пришлось годами терпеть придирки от истеричной директрисы, которая была неприкосновенной из-за членства в «Единой России». Когда директриса схлестнулась с преподавателями, ее отправили на пенсию со всеми почестями. «Я терпеть не могу безнаказанности. У меня нет никакого доверия к нашему руководству», - говорит она, готовясь к выступлению перед зеркалом.
Ее коллега Евгения, очаровательная рыжеволосая девушка с карими глазами, говорит еще категоричнее: она вообще не пойдет голосовать. «Депутаты "Единой России" пришли в театр, чтобы пообещать нам светлое будущее. Говорили они неубедительно», - смеется она. Эта мать двухлетнего ребенка жалуется на отсутствие поликлиники в своем районе: «В аптеку раз в месяц приезжает врач. Чтобы попасть на прием, нужно простоять четыре часа. Какое тут светлое будущее?» «Во всем этом наша вина, мы слишком пассивны», - делает неутешительный вывод блондинка Юлия.
| |