|
В Пушкинском музее в Москве открывается выставка знаменитого британского художника Уильяма Блейка. Того самого, которого большинство образованных россиян знает прежде всего как поэта, автора «Песен невинности и опыта».
Что неудивительно: ведь картины Блейка-живописца в России - впервые. Между тем, по специальности он был именно художником, и именно как художник оказал влияние на всю последующую британскую живопись.
С карандашом в руках, взгляд устремлен ввысь - Уильям Блейк, запечатленный современником Томасом Филлипсом, ловит вдохновение. Вот только что писать собирается - эскиз к очередной картине или стихотворение - можно только догадываться.
«Мой дух в борьбе несокрушим, Незримый меч всегда со мной. Мы возведем Ерусалим В зеленой Англии родной».
Предисловие к поэме «Мильтон», перевод Самуила Маршака - в России Уильяма Блейка знают прежде всего как поэта. Для Блейка-художника эта выставка в Пушкинском музее - российский дебют.
В Москву привезли работы из шести английских музеев. Всего около 150 экспонатов - акварели, гравюры, темперы. Самое большее собрание Уильяма Блейка хранится в лондонской Галерее Тейт. Коллекция почти целиком гостит в России до 19 февраля будущего года.
«Мы очень много показываем французов, очень много показываем в нашем музее итальянцев. Все время идут выставки. И очень мало, к сожалению, Великобританию. Просто Блейк был как бы на очереди. Это огромная редкость. Не думаю, что в ближайшие сто лет кто-нибудь показал бы Блейка в нашей стране. В наших собраниях художественных его нет», - говорит директор Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина Ирина Антонова.
Уильям Блейк родился в Лондоне в семье лавочника. Еще в детстве стал копировать греческие сюжеты с рисунков, которые для него покупал отец. Потом поступил в Королевскую академию искусства. И вполне бы мог стать образцовым художником. Если бы не своенравный характер и... видения. Блейк говорил, они посещали его регулярно. Видимо, эти неземные силы и заставили его свернуть на путь экспериментов. Он стал пробовать новые художественные техники, фривольно трактовал классические сюжеты, в том числе библейские. Выступал за свободную любовь, сформулировал целую теорию вседозволенности. Неоднократно ввязывался в драки. Неудивительно, что консервативные англичане его не особенно жаловали. Стихи его почти не публиковали, выставка при жизни была всего одна - и та провалилась. Одним словом, непризнанный гений. «Как Ваш Пушкин», говорит директор лондонской Галереи Тейт Пенелопа Кертис.
«Пушкин и Блейк были современниками. Оба поэты, и оба - не с самой лучшей репутацией в обществе. Бунтари, в каком-то роде даже революционеры, у них все время были проблемы с властью, с цензурой. Насколько мне известно, Пушкина не раз отправляли в ссылки. У него было много поклонников, но не было официального признания. То же самое и с Блейком», - считает она.
Это потом его признали во всем мире, назвали своим вдохновителем прерафаэлиты, символисты, потом сюрреалисты. Про иллюстрации Блейка к произведениям Шекспира, Гомера, Данте искусствоведы сказали: «Они опередили время». После смерти художника в Вестминстерском аббатстве в его честь соорудили мемориал, а в Австралии его именем назвали одну из наград за вклад в религиозное искусство. Такой международный успех даже сам Блейк вряд ли мог предвидеть. Хоть и говорил, что обладает даром пророчества.
| |