|
«Ухудшение отношений между США и Пакистаном станет веским аргументом, который использует Москва в переговорах с Вашингтоном по ПРО», - заявил в интервью газете ВЗГЛЯД постпред России в НАТО Дмитрий Рогозин. Он также рассказал, какими будут последующие шаги России, в случае если Вашингтон не отреагирует на предупреждения Москвы.
Во вторник Калининградская РЛС, как ожидается, официально вступит на боевое дежурство.
Немедленно ввести в строй станцию предупреждения о ракетном нападении на прошлой неделе потребовал президент Дмитрий Медведев, в данный момент находящийся с визитом в Калининградской области.
Напомним, ранее глава государства озвучил ряд мер военно-технического характера, которые российская сторона предпримет в случае провала переговоров с США по ПРО в Европе. В частности, речь идет о размещении ракет на западных границах России. Кроме того, Медведев также пригрозил, что в случае развертывания американской ПРО Россия оставляет за собой право на выход из договора СНВ-3 и отказ от дальнейшего разоружения.
В ответ сенатор-республиканец Джон Маккейн выразил мнение, что отношения США и России после заявлений российского президента по ПРО ухудшатся и стороны вынуждены будут начать новую «перезагрузку» отношений. В очередной раз дипломатам двух стран предстоит обсудить перспективы военного сотрудничества 8 декабря на саммите Россия - НАТО в Брюсселе.
О том, как Россия собирается укреплять свою безопасность и как могут измениться отношения Кремля с США и НАТО, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал постпред России в альянсе Дмитрий Рогозин.
ВЗГЛЯД: Дмитрий Олегович, какими будут последующие шаги России, если НАТО, как уже заявляют представители альянса, не даст никаких юридических гарантий ненаправленности ПРО против России?
Дмитрий Рогозин: Возможны различные варианты реагирования, ведь мы можем затронуть вопросы отношений с ними и по другим направлениям. В частности, речь может идти о сотрудничестве по Афганистану. Россию будут уважать только в том случае, если партнеры увидят в ней державу, способную адекватно ответить на возникающие перед ней угрозы.
ВЗГЛЯД: А какие шаги наша страна может предпринять еще, кроме развертывания ракетных комплексов «Искандер» в Калининграде?
Д. Р.: Я считаю, что необходимо расширить понятие "существенные боевые силы" в целях обеспечения безопасности России. Так, для усиления контроля над обычными вооружениями в Европе необходимо отнести к этим вооружениям не только те, которые размещены на суше, но и те, что находятся в море. Я имею в виду в первую очередь флот с платформой управляемого оружия на борту. Во-вторых, к этому виду вооружений следует отнести также беспилотники и в целом всю инфраструктуру противоракетной обороны, включая информационные и огневые средства.
ВЗГЛЯД: Дмитрий Олегович, но, с другой стороны, что нам дадут гарантии о ненаправленности ПРО в сторону России, если они могут быть нарушены простым указом президента, как это уже было много раз в современной истории? Чем в этом плане нас не устраивают те гарантии, которые существуют?
Д. Р.: Они слишком малы. Я вообще считаю абсурдным предложение США о совместном наблюдении за ракетной обстановкой, поскольку на практике это будет наблюдение за территорией России. Бессмысленно наблюдать за пуском американских противоракет без телеметрического оборудования, а нам этим и предлагают ограничиться. Я абсолютно убежден, что инфраструктура ПРО, как в случае размещения в акваториях Баренцева, Балтийского и Северного морей, так и на территории Польши, станет прямым нарушением существующих договоренностей по ПРО. Об этом я буду говорить, в частности, на министерском заседании Совета Россия - НАТО, которое пройдет в Брюсселе 8 декабря.
Я собираюсь также напомнить, что США предложили России создать центры по планированию операций, по обмену информацией и по мониторингу ракетной обстановки, а также пригласили российских специалистов наблюдать за пуском противоракет весной 2012 года. Но это стало, по сути, пропагандой, а не серьезным предложением.
Испытания могли бы составить интерес для наших специалистов, в случае если наши специалисты могли бы использовать телеметрическое оборудование. Однако сами США запретили использовать такое оборудование при испытаниях противоракет. А сейчас нам предлагают разместить наших специалистов на какой-то барже и смотреть в бинокль. На Красной Пресне недалеко есть планетарий, и там очень интересно посмотреть на звезды - с таким же успехом можно было бы пригласить нас в этот планетарий на Красной Пресне.
Если бы мы могли складывать поля наблюдений наших космических группировок, а также наземных систем наблюдения, систем противоракетного наблюдения и тем самым понимать реальную ситуацию в мире, то тогда у нас была бы гарантия ненаправленности этих систем против нас. А если к компетенции этих центров будет относиться только мониторинг ракетной обстановки в зоне пересечения секторов наблюдения, такой зоной слежения на практике окажется только территория России. То есть получится, что мы должны обсуждать с американцами ракетоопасное направление, находящееся на нашей собственной территории, что является абсурдом.
ВЗГЛЯД: Пакистан пригрозил НАТО закрытием их авиабазы на территории страны и южного транзита в Афганистан, после того как НАТО разбомбило блокпост пакистанской армии. В этом случае единственной страной, через которую возможен транзит в Кабул, станет Россия. На ваш взгляд, сможет ли это повлиять на позицию США по ПРО?
Д. Р.: Я могу с уверенностью сказать, что это, безусловно, веский аргумент для наших переговорщиков.
| |