|
В павильонах «Ленфильма» - необычная выставка. Весь процесс производства кино показан в деталях - от сценарного замысла до премьеры. Среди экспонатов - подлинные вещи и предметы из снятых на знаменитой киностудии картин. Жемчужина выставки - платье голливудской актрисы Элизабет Тейлор.
За 30 лет, прошедших после съемок, в кабинете отечественного Шерлока Холмса, кажется, ничего не изменилось. Те же книги, трубка и скрипка - они стали неотъемлемой частью образа гениального сыщика в исполнении Василия Ливанова.
Почти все экспонаты на выставке - своего рода киносимволы. Они помогали актерам и создавали атмосферу на разных съемочных площадках «Ленфильма».
«Например, самолеты снимались в фильме "Торпедоносцы", "Балтийское небо", - рассказывает режиссер, историк кино Александр Поздняков. - Тогда еще не было этих компьютерных современных технологий, и поэтому они просто на тросы подвешивались и носились. И кое-где можно, как бы не дымили пиротехники, увидеть эти тросы. Сегодня это просто стирается на компьютере».
В уникальной коллекции «Ленфильма» - сотни знаменитых костюмов, предметов мебели и фотографий. Но подлинная жемчужина, без которой не обходится ни одна подобная выставка, - платье голливудской актрисы Элизабет Тейлор. В нём американка снялась в картине «Синяя птица». В 1975-м фильм монтировали на технике, которую использовали вплоть до 2000-х, а потом заменили на цифровую. В аппаратные заходили в спецодежде. У самых опытных и преданных профессии монтажеров за много лет синие халаты превращались в небесно- голубые.
«Режиссер отбирал дубли, приходил в монтажную, и мы садились монтировать, - рассказывает монтажер Раиса Лисова. - На столе смотрим - допустим, доходим до определенного места, где нужно сделать укрупнение, или следующий кадр поставить, - мы отрезаем, подклеиваем следующий кадр и смотрим дальше».
Помимо монтажного стола для выставки воссоздали гримерную и комнату сценариста, где на каждом квадратном сантиметре - следы творческих поисков. В первом павильоне «Ленфильма» - афиши и репродукции к любимым картинам. Оформлять выставку доверили молодым художникам.
«Идея была простая: показать обычным людям, которые просто смотрят кино дома, видят весь этот изумительный мир, но они не знают, как это создается, - говорит художник Сергей Зайков. - Показать - из чего, из каких простых вещей делается сам фильм».
Декорации, костюмы, кинопленки - показать все реликвии «Ленфильма» невозможно. Не хватает места, где любители кино в полной мере могли бы познакомиться с завораживающим кинозазеркальем.
«Эта маленькая выставка является прологом к большому музею, о котором мы мечтаем в последние годы, уже много лет, - добавляет режиссер, историк кино Александр Поздняков. - Потому что "Ленфильм" обладает таким количеством артефактов, таким количеством костюмов, реквизита, фотографий, плакатов, которые достойны быть экспонированными и увиденными всеми людьми, которые живут в Петербурге и приезжими».
Возможно, благодаря и посетителям выставки, оживут гулкие коридоры «Ленфильма», ведь во время съемок картин, о которых напоминают экспонаты, атмосфера здесь была совсем другой.
«Я вспомнил, как вообще говоря, бурлил "Ленфильм", как в коридорах было движение, броуновское движение, жизнь, кафе, идеи, интересные люди, складывались какие-то группы, талантливых артистов полно, - рассказывает режиссер Юрий Мамин. - То есть бурлила настоящая кинематографическая жизнь. А сейчас это все в прошлом».
Вещи из славного прошлого - еще и повод для размышлений. Не о бутафории - о душе кино. Хотя, возможно, что когда-нибудь в музее «Ленфильма» рядом с незамысловатой трубкой Холмса будут соседствовать технические новинки дня сегодняшнего. С их помощью благодарный зритель сможет не только вспомнить любимый фильм, но и сыграть в нем пусть небольшую, но важную роль.
| |