|
Совет Федерации во вторник, 29 ноября, одобрил закон, расширяющий права судебных приставов при поиске должников. В частности, теперь приставы могут задерживать скрывающихся от суда или следствия лиц для передачи их полиции, а также привлекать частных детективов к поискам должников.
У представителей юридического сообщества данные нововведения вызвали неоднозначную реакцию. Так, по мнению адвоката Игоря Трунова, основная часть нововведений так и останется лишь «красивыми пожеланиями», а некоторые и вовсе выльются в поток жалоб граждан в Европейский суд по правам человека.
Раньше полномочиями по поиску должника обладало МВД, однако после принятия закона «О полиции» оно их лишилось. В сентябре 2011 года президент России издал указ о том, что на Федеральную службу судебных приставов (ФССП) возлагаются функции по организации розыска должника-организации, а также имущества должника (гражданина или организации). Однако порядок реализации службой судебных приставов возложенных функций в федеральном законодательстве не прописан.
При этом принятый закон устанавливает, что сотрудники органов внутренних дел обязаны оказывать содействие судебным приставам в ходе исполнительного производства, в том числе при розыске должника, его имущества или розыска ребенка, а также розыска гражданина-ответчика по гражданскому делу в порядке, установленном совместным нормативным правовым актом Минюста России и МВД РФ.
Такое взаимодействие судебных приставов и полиции, по мнению авторов принятого закона, соответствует международной практике, например, такие нормы используются в европейских странах.
В настоящее время судебные приставы, которые обеспечивают в том числе «принудительный привод» ответчика в суд или поиск лица, скрывающегося от органов дознания, следствия или суда, не обладают с юридической точки зрения правами по задержанию таких лиц для их дальнейшей передачи полиции, сообщает РИА «Новости».
В законе предусмотрена норма, согласно которой судебные приставы при обеспечении работы судов обязаны оказывать содействие полиции в розыске и задержании лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда.
Кроме того, принятый закон предоставляет судебным приставам-исполнителям право доступа к информации, которую собирают бюро кредитных историй, а также к сведениям об актах гражданского состояния.
За помощью к частным детективам
Принятый закон разрешает привлекать частных детективов для поиска должника или ребенка, которого должны забрать в соответствии с решением суда. Привлечение частного детектива будет происходить на платной основе по договору с взыскателем. Ожидается, что это повысит результативность поиска.
Представители юридического сообщества неоднозначно отнеслись к расширению полномочий судебных приставов. Так, председатель московской коллегии адвокатов «Николаев и партнеры» Юрий Николаев находит данную идею хорошей, однако считает, что приставов, зарплата которых составляет примерно 10-12 тысяч рублей, следовало прежде всего заинтересовать материально. По словам юриста, сейчас если гражданин добровольно не исполняет решение суда, с него может быть взыскано 7% в доход государства. Однако раньше, во времена президентства Бориса Елицина, часть этих процентов шла в фонд заработной платы приставов.
Заместитель председателя Коллегии адвокатов «Вашъ Юридический Поверенный» Евгений Устин констатирует, что в настоящее время 80% решений судов не исполняются в принципе. Неэффективная работа приставов-исполнителей, по его мнению, связана с их нежеланием осуществлять свои прямые обязанности. «Они ссылаются на несерьезное финансирование, маленькие зарплаты и так далее. Хотя, на мой взгляд, у них существуют силовые возможности по отношению к должникам» - считает он.
Вопросы без ответов
С ним согласна и адвокат Людмила Айвар. «Чтобы приставы начали что-то делать, их нужно либо заинтересовать материально, либо написать кучу жалоб», -говорит она. - У меня самой есть должник, который мне должен 10 тысяч долларов, а за три года приставы взыскали с него всего 10 тысяч рублей".
Наделение приставов правом задерживать скрывающихся от суда или следствия граждан для передачи их полиции, как и обязанность полиции оказывать содействие приставам в ходе исполнительного производства, вызывают у юристов много вопросов. «У нас и так людей могут задерживать все, кому не лень, - отмечает председатель президиума "Московской центральной коллегии адвокатов" Игорь Трунов. - Это ФСБ, Следственный комитет, полиция и т. д.». По словам юриста, совершенно непонятно, как будет решен вопрос с размещением задержанных, которых должны определять в места, соответствующие международным нормам.
Юрист констатирует, что по закону заниматься оформлением задержанного должен тот орган, который его задержал. Адвокат опасается, что приставам будет попросту некуда помещать людей из-за отсутствия в их ведении Изоляторов временного содержания. Строительство же новых помещений связано с отдельной темой - финансированием. «Боюсь, помещение в непонятные условия или в переполненные ИВС выльется в поток решений Европейского суда в адрес России», - опасается Трунов.
Он отмечает, что у МВД, которого обязали помогать приставам, «итак работы под завязку». А в законе «О полиции» не прописано кто именно должен этим заниматься. Отсутствуют на этот счет и указания в должностных инструкциях, которыми руководствуются сотрудники МВД, указывает Трунов. По его мнению, в нынешней системе отношений МВД данные нововведения просто не будут работать, а их основная масса останется лишь «красивыми пожеланиями» на бумаге.
В свою очередь Людмила Айвар опасается, что наделение приставов правом задерживать граждан может привести к росту числа злоупотреблений и коррупции. «Свобода человека может стать предметом вымогательства и торга, привести к понуждению совершения им невыгодных коммерческих действий. Например, человеку предложат: подпиши документы, и мы тебя отпустим, а если нет - передадим полиции», - привела пример адвокат.
В чем, пожалуй, едины юристы, так это во мнении относительно подключения частных детективов к поискам должников. «С моей точки зрения, государство расписалось в своей несостоятельности, в неспособности найти ребенка или должника», - уверена Людмила Айвар. Она возмущена тем фактом, что государство собственными руками переложило свои функции на частных детективов, услуги которых должен оплачивать тот, кто и без того пострадал, то есть взыскатель. Она не исключает, что взаимодействие приставов с детективными агентствами будет поставлено на неофициальные коммерческие рельсы, когда приставы будут поставлять своим новым «партнерам» клиентов за определенный откат. С ней полностью солидарен и Юрий Николаев. «С учетом того, что работа частного детектива стоит от 1 тысячи рублей в час, понятно, что его услугами смогут воспользоваться немногие. И уж, конечно, не женщина, которая пытается взыскать несчастные алименты с отца ребенка», - констатировал он.
| |