|
Группа «Даха-Браха» тексты к своим песням записывал во время фольклорных экспедиций украинскими селами в студенческие годы.
«Житомирская, Ровенская, полесские. Преимущественно из Полесья. Тексты странные, потому что бывают дохристианские. Чем песня архаичнее, тем интереснее текст», - рассказывает Ирина Коваленко.
Марко Галаневич вспоминает, что поощрить старших людей к пению удавалось непросто.
«Приезжает к бабе в село: "Баба, спойте песню" - "Ой, деточки. Я-то уже все позабывала". А потом достает бутылку водки, лук, консервочку открыл, и дело пошло. Искали песни по-разному. Бывало такое. Что на карту ткнул - вот мне деревня нравится, потому что у реки, и едешь себе. Приходишь там в магазин. И тебе скажут, где какая баба поет. Это хорошо, что мы песни записываем. А у бабушек они в голове, они ничего не записывают. Попадаются уникальные бабы, которые знают все голоса песни: горяк, середину, и нижний. А одна до слез довела - слепая, а показывала, как танцевать забытый народный танец. Мы никогда не пытались петь аутентичными голосами. Разве что светлее, чем на Полесье. И немного грубее, как на Полтавщине», - сказал Марко.
«Больше всего поражает всех песня "Ванюша" - жесткий трешняк такой: когда мама написала сыну - возвращайся с войны, ибо жена твоя тебя предала. Он приезжает и рубит ей голову. А потом убеждается, что она невиновна. Тогда он рубит голову матери, - заметила Ирина Коваленко. - Мы ее в студенческие годы записали. Текст оставили, а вот мелодику песни изменили полностью. Чаще меняем мелодию, вокализма вносим,??а слова здесь уже веками».
Записанные кассеты расшифровывает Нина Гаренецкая, которая играет в группе преимущественно на виолончели.
«У нас экспедиционных кассет с песнями где-то штук 50, по два часа каждая. Использовали из них только процентов 10», - делится певица.
| |