|
Создание портовой особой экономической зоны в Мурманской области позволит увеличить грузооборот в три раза, он достигнет 58,6 млн тонн в 2030 году по сравнению с 2015 годом, считают авторы концепции создания и развития портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ) в Мурманской области.
Концепция была принята в среду на заседании наблюдательного совета ПОЭЗ, которое провел губернатор Мурманской области Дмитрий Дмитриенко.
Авторы концепции отмечают конкурентные преимущества порта Мурманск как удачной точки для экспортно-импортных операций со странами Северной и Западной Европы, Северной Америки, формирование конкурентоспособных транспортных схем для экспорта массовых сырьевых грузов, необходимость создания базы для освоения арктических месторождений, реализуемые проекты по строительству и модернизации Мурманского транспортного узла.
По мнению авторов документа, за период с 2010 по 2030 годы перевалка грузов в Северном бассейне увеличится в 1,7-2,4 раза. При этом основными точками называются порты Мурманск, Териберка и Сабетта.
В соответствии со стратегией развития морской портовой инфраструктуры РФ основной прирост грузопотока в Северном портовом бассейне произойдет по наливным грузам и будет связан с освоением шельфовых месторождений нефти и газа. Основной прирост дадут проекты по строительству терминалов в п. Териберка и на западном берегу Кольского залива.
В соответствии с той же стратегией, прирост грузопотока в Северном портовом бассейне по сухим грузам произойдет единовременно и будет связан с вводом в строй нового угольного терминала в порту Мурманск.
Говоря о развитии порта Мурманск и ПОЭЗ Мурманской области, авторы документа отмечают, что критически важным будет развитие железнодорожных подходов в случае реализации проектов строительства или развития терминалов по перевалке нефтепродуктов и угля.
Авторы документа отмечают, что Мурманский порт имеет очевидные преимущества перед Архангельским (незамерзающая бухта, большие глубины, прямой выход на международные пути), а также располагает потенциальной возможностью развития туристической отрасли, пассажирского терминала и морского фасада Мурманска.
Кроме того, возможный транзит контейнеров из стран АТР в Европу и на восточное побережье США и обратно, перенаправление на Мурманск части российского грузопотока (в частности, угля), открытие коридора из Мурманска в Канаду через Арктику (в долгосрочной перспективе) также были названы среди возможностей, которыми может располагать Мурманский порт.
Авторы концепции создания и развития ПОЭЗ в Мурманской области считают, что в случае реализации проекта грузооборот портов Кольского Заполярья вырастет с 19,7 млн тонн (2015 г.) до 58,6 млн тонн (2030 г.). При этом ежегодная сумма платежей в бюджеты всех уровней составит 1,78 млрд руб. и 8,75 млрд руб. в 2015 г. и 2030 г. соответственно.
| |