ЮНИСЕФ обнародовал результаты исследования самоубийств российских подростков. По официальным данным, Россия находится на третьем месте в мире по количеству подростковых суицидов - обгоняют ее только Казахстан и Белоруссия.
В среду были обнародованы итоги комплексного исследования «Смертность российских подростков от самоубийств», которое Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) провел совместно с Центральным научно-исследовательским институтом организации и информатизации здравоохранения.
Согласно выводам экспертов, Россия входит в число самых неблагополучных стран в мире по количеству самоубийств среди подростков (средний показатель по стране более, чем в три раза превышает средний показатель в мире). Больше подростковых суицидов зарегистрировано только в Казахстане и Белоруссии.
Представители ЮНИСЕФ утверждают, что в исследовании использовалась только официальная информация, и именно на ней основаны выводы экспертной группы. «В исследовании участвовали коллективы авторов из российских исследовательских институтов, и вся статистика, на которой основаны их выводы была предоставлена Росстатом», - пояснила «Газете.Ru» координатор программы «Здоровье и развитие молодежи» ЮНИСЕФ в России Карина Вартанова.
В российских СМИ только за октябрь и ноябрь 2011 года прошла информация о двенадцати случаях подростковых самоубийств. Чаше всего подростки вешаются или прыгают с высоты. В Санкт-Петербурге в начале октября выбросился из окна 10-летний школьник, затем в конце октября выпрыгнули из окна двое 15-летних девятиклассницы и буквально на днях повесился студент одного из петербургских колледжей.
«Если в развитых западных странах уровень депрессии подростков не превышает 5%, то в России - около 20%. Мысль о самоубийстве появляется в голове у 45% российских девушек и у 27% юношей», - приводит данные исследования Алла Иванова, член рабочей группы, профессор «Центрального научно-исследовательского института организации и информатизации здравоохранения» Минздравсоцразвития.
Неблагополучны в этом отношении Москва и Санкт-Петербург: авторы исследования считают, что крупные мегаполисы «формируют специфические риски суицидов среди подростков, не столь выраженные в менее крупных городах».
(Кроме того, серьезная ситуация в Рязанской, Ульяновской, Самарской и Ростовской областях, а также Карачаево-Черкесии).
Представители института уполномоченных по правам детей согласны с тем, что ситуация в мегаполисах критическая. «Действительно в России большое количество самоубийств среди подростков. Причем, в больших городах создается наибольшая опасность подросткового суицида из-за отчуждения подростков от взрослых. Мы специально проводили исследование, и выяснили, что многие родители очень плохо знают о том, что происходит с их детьми», - считает уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович.
Впрочем, одну из основных проблем эксперты ЮНИСЕФ видят еще и в том, что официальная статистика не показывает реальную ситуацию, которая сложилась в России на сегодняшний день.
«Официальной статистикой не учитываются случаи попыток самоубийства, а также случаев, когда самоубийство было квалифицировано как несчастный случай. Поэтому помимо общего анализа существующей статистики перед нами стояла задача восстановить реальные уровни суицидов. В ходе исследования нами даны авторские оценки тех масштабов, которые, как нам представляются, недоучитываются. Официальная статистика фиксирует только явные случаи суицида, тогда как нередко истинной причиной смерти от несчастного случая - например, передозировки лекарственных препаратов, падения с высоты, ДТП с единственным погибшим, часть железнодорожных происшествий и многие другие случаи смерти на самом деле являются суицидом. Таким образом, в действительности масштабы подростковых самоубийств в России могут быть гораздо выше», - рассказала «Газете.Ru» профессор Алла Иванова.
В частности, экспертные выводы свидетельствуют о том, что в России наблюдается систематический недоучет подростковых самоубийств, составивший в целом за 2000-е годы 13,8% среди юношей 22,1% среди девушек.
Таким образом, неучтенным остается каждый седьмой суицид у юношей и каждый пятый - у девушек.
Авторы исследования поясняют, что единой теории, объясняющей причины самоубийств, не существует. Тем не менее, было выявлено несколько групп подростков и молодых людей, которые чаще всего добровольно уходят из жизни. На первом месте - «неработающие» молодые люди, второе место - занимают учащиеся, на третьем месте - представители рабочей молодежи и на четвертом - студенты вузов (они прибегают к столь радикальной мере решения проблем реже всего). В группу «неработающих» эксперты включили тех, кто не только не работает, но и не учится, а также «не ведет никакой полезно-общественной деятельности», причем воспитываться они могут как в очень состоятельных, так и в социально незащищенных семьях.
Анализируя обстоятельства, при которых подростки принимают решение о суициде, авторы исследования выявили «сезонность» смертей: в весенне-летний период отмечается повышенная частота самоубийств во всех возрастах.
Кроме того, частота суицидов возрастает в дни праздников, сколько-нибудь значимых для подростков, независимо от сезона (Новый год, День Святого Валентина, 23 февраля и 8 марта, майские праздники).
«Гипотеза об экзаменах как факторе риска суицидов, представляется более дискуссионной», - говорится в исследовании. Тем не менее, была отмечена повышенная частота суицидов в течение практически всего июня, когда идут выпускные экзамены у школьников и сессии у студентов, и у юношей и, особенно у девушек, которые традиционно придают гораздо большее значение учебе и ее результатам.
По мнению российских специалистов, пока что профилактика самоубийств в России малоэффективна и слабо координируется. И, тем не менее, в последнее время количество подростковых суицидов само по себе понемногу пошло на спад.
Эксперты связывают это обстоятельство с более-менее стабильным положением в стране и в ее экономике в целом. «Мы видим позитивный тренд, количество подростковых смертей из-за самоубийств снижается и скорее всего эта тенденция получит дальнейшее продолжение. Но если принять дополнительные меры, то можно снизить процент еще в десятки раз», - уверена профессор Иванова.
Евгений Бунимович считает, что, в первую очередь, нужно менять школьную политику и проводить работу с учителями и в семьях.
«Не должно быть такой демонстративности оценок и наказания. Все должно происходить не публично, поскольку в подростковом возрасте это может привести к любым последствиям. У нас есть привычка отчитывать перед строем, ругать публично и от этого надо уходить и учителя и родителям. Очень часто родители выступают единым фронтом с учителями, а подростку нужно понимать, что в любой ситуации, для родителей он останется самым главным. Это очень важно».
Автор: Наталья Зиганшина
Новости для всей семьи