|
В России стали чаще судиться из-за оскорблений в Интернете. Судебные дела доказывают, что за обидное и ругательное слово в сети придется платить - и не только деньгами, но и свободой. Как россияне защищают свое честное имя от клеветы в Интернете, - в материале корреспондента радио «Вести ФМ» Елены Жихаревой.
Знакомая ситуация - посетители сайтов оставляют свои отзывы о фирмах, товарах и услугах. Таких интернет-порталов под общим названием «проверено на себе» в сети довольно много. Большинство покупателей доверяют не рекламе, а именно таким отзывам, личному опыту.
В судебной практике был случай, когда один интернет-пользователь оставил нелестный отзыв об автодилере. Покупатель иномарки подробно описал, как ему грубили в салоне, отказывались заменить автомобиль. Автодилер подал иск на 17 миллионов рублей, однако суд оценил ущерб репутации только в 10 тысяч. Покупатель не смог предоставить доказательства.
Президент юридической фирмы «Интернет и право» Антон Серго советует истцам не рассчитывать на большие компенсации, даже если суд признает интернет-обидчика виновным.
«Рассмотрения таких дел приходится ждать порой месяцами. В случаях, когда у нас заявляется компенсация морального вреда, в отличие от Европы и Америки, где суды выплачивают достаточно большие суммы, у нас главный критерий - причиненные морально-нравственные страдания необходимо доказать. А понятно, что трудно собственные эмоции, переживания и прочее - провести какую-то оценочную стоимость, принести, что называется, справку, которую можно было бы приложить к делу», - объясняет Антон Серго.
Как правило, критику называют личным мнением автора. Оно у нас в стране не подсудно, если, конечно, не призывает к экстремизму, как это было, например, в случае музыканта Саввы Терентьева, который пострадал за свои средневековые взгляды, призывая сжигать милиционеров на площади Сыктывкара. За разжигание социальной вражды Терентьеву дали год условно.
Тонкую грань между личным мнением и оскорблением сложно рассмотреть даже специалистам. Одно ясно - если в интернет-сообщение есть конкретные утверждения, автор обязан предоставить доказательства. «Мне не понравилась парикмахерская», - это мнение, а заявление, что «там сушат голову грязным полотенцем», - требует доказательств.
Первыми борцами с клеветой были политики и представители шоу-бизнеса. Но теперь заботятся о добром имени не только компании, но и рядовые граждане. Исков с каждым годом все больше, - утверждает директор Департамента по связям с общественностью компании «РУ-центр» Андрей Воробьев и считает, что небольшие штрафы зависят не только от российской судебной практики.
«Наказывать нужно адекватно - это один из основных принципов правосудия. И пока что большинству сайтов не по силам нести какую-то большую материальную ответственность, поэтому то, что суды присуждают небольшие суммы именно в качестве моральной компенсации - это, наверно, в наших экономических условиях совершенно логично», - объясняет Воробьёв.
Предприниматели не боятся судиться и с госорганами. В Сибири рассматривается спор бизнесмена, который подал иск на местных чиновников Роспотребнадзора. Ведомству не понравилась газированная вода, которую продает предприниматель. На своем сайте Роспотребнадзор написал, что в бутылки разливается обычная водопроводная вода, поэтому она может быть опасной для здоровья. Чиновники принесли в суд результаты экспертизы, которые доказывали, что вода, действительно, производилась с нарушением санитарных норм. Но фразу об использовании водопроводной воды признали не соответствующей действительности. Видимо, авторы пресс-релиза несколько погорячились. Однако отрывок текста о том, что содержимое бутылки может быть опасным для здоровья, суд одобрил. Репутационный вред оценили в 20 тысяч рублей.
Оскорбителю не так уж легко сохранить анонимность. Существуют технологии, которые позволяют вычислить компьютер, с которого в Интернет было отправлено сообщение. Так что постепенно судебный контроль охватит и виртуальную сферу. Среди россиян все больше желающих защитить свое честное имя от клеветы в Интернете. В этом году таких желающих было 107 человек, в прошлом году судиться с интернет-обидчиками захотели 98 истцов.
| |