|
Москва. 1 декабря. FINMARKET.RU - Уходящий год выдался на редкость урожайным с точки зрения корпоративных реорганизаций компаний горно-металлургического сектора - к «Полюсу», «Полиметаллу» и Evraz присоединилась «Северсталь», в последний день осени объявившая о намерении окончательно разделить сталелитейный и золотодобывающий бизнесы. Успешный опыт выделения золотодобывающего сегмента металлургическим гигантом в России уже есть: несколько лет назад этот путь прошел «Норникель», создавший еще один «северный» золотой бренд, «Полюс Золото».
Принятая в этом году долгосрочная стратегия развития «Северстали» предполагает уход от разносторонней диверсификации в вертикальную интеграцию, не предусматривающей места для консолидированной на Nord Gold N.V. золотодобычи. Безуспешно попытавшись вывести «дочку» (а точнее, «внучку») на IPO в начале года, «Северсталь» в среду объявила о выводе актива за пределы группы путем обмена акций Nordgold на акции и GDR российского АО. Чтобы рыночные спекулянты ненароком не помешали инвесторам сделать осознанный выбор, реестр акционеров для участия в обмене был закрыт предыдущим днем.
100% акций Nordgold принадлежат дочке «Северстали», Lybica Holdings B.V., которая, в свою очередь, готова обменять их на бумаги АО в соотношении 100 акций или GDR «Северстали» на 186 бумаг Nordgold. Предварительно они будут консолидированы в соотношении 2 к 1 (в результате уставный капитал золотодобывающей компании будет состоять из 358 млн 794 тыс. 180 акций).
Обязательное условие обмена миноритарных пакетов - согласие на него достаточного количества акционеров, чтобы по итогам конвертации они набрали не менее 5% акций Nordgold. Акции Nordgold будут не торгуемыми, однако в случае пересечения заявленного порога на акции миноритариев Nordgold будут выпущены GDR для обращения на Лондонской фондовой бирже (1 GDR Nordgold будет представлять 1 акцию). Если порог достигнут не будет, не будет и обмена акций миноритариев, а подконтрольная основному бенефициару «Северстали» Алексею Мордашову структура Rayglow Ltd отдаст достаточное количество бумаг, чтобы получить все 100% золотодобывающей компании.
Всего миноритариям предлагается до 61 млн 210 тыс. 287 GDR - то есть до 17,06% капитала, что, собственно, и соответствует free float основной «Северстали». Если количество предъявленных к обмену бумаг будет меньше, оставшееся отойдет той же Rayglow Мордашова по тем же коэффициентам; если меньше - обмен будет происходить на пропорциональной основе. Предложение об обмене распространяется только на квалифицированных инвесторов и институциональных покупателей, приблизительный срок истечения срока участия миноритариев в обмене - 13 января 2012 года.
В целом Lybica получит за 100% Nordgold около 19,14% акций «Северстали», или 192,9 млн бумаг в виде акций и GDR. Предполагается, что 30 млн бумаг (порядка 2,98% капитала) АО останутся у Lybica на правах квазиказначейских, а оставшиеся 162,9 млн бумаг будут переданы «Северстали» для дальнейшего погашения. Когда именно оно произойдет, в компании не конкретизируют, ссылаясь на непредсказуемость бюрократических процедур, однако заверяют, что постараются завершить процедуру как можно быстрее.
Таким образом, Nordgold покинет «Северсталь» вне зависимости от поддержки идеи миноритариями - вопрос лишь в том, станет золотодобывающая компания 100%-ной личной собственностью Алексея Мордашова, или же у нее будут и неконтролирующие акционеры. Задержек из-за рассмотрения дела правительственной комиссией (наподобие той, с которой столкнулся пытающийся перевести контроль с Джерси в Лондон «Полюс»), в компании не ожидают. У Nordgold, по словам ее представителя, нет российских месторождений, запасы которых превышали бы «стратегическую» планку в 50 тонн золота. К тому же поправки в законодательство, либерализирующие процедуру смены формального собственника при сохранении конечного бенефициара, вступят в силу в середине декабря, так что вопрос, судя по всему, вообще не удостоится внимания комиссии.
Аналитики, опрошенные «Интерфаксом», сошлись во мнении, что 5%-ный порог участия наверняка будет преодолен. Небольшие расхождения возникли лишь в оценках того, насколько массово миноритарии понесут свои бумаги на обмен.
Так, аналитик «Уралсиб Кэпитал» Дмитрий Смолин рекомендует соглашаться на предложение, объясняя это привлекательностью оценки Nordgold - $2,8 млрд (соответствует 25% upside к оценке «Уралсиб Кэпитал» в $3,5 млрд). Мультипликатор EV/EBITDA Nordgold в 2011 году, как ожидается, тоже будет ниже, чем у компаний-конкурентов из СНГ - 5 против 6,5, отмечает он. Для акционеров, пожелавших остаться в «Северстали», негативный эффект от деконсолидации золотодобывающей компании будет компенсирован погашением 16,2% казначейских акций.
Аналитик «ВТБ Капитала» Николай Сосновский, в свою очередь, допускает, что free float золотодобывающей компании может оказаться далек от максимально возможного уровня в 17%. «С точки зрения upside "Северсталь" сейчас является одним из лидеров среди компаний сталелитейного сектора. В то же время, Nordgold оценена в $2,7-2,8 млрд - это ниже справедливой стоимости, однако ряд золотодобытчиков предлагают гораздо более солидные потенциалы роста. Так что институциональные инвесторы предпочтут остаться в бумагах "Северстали" в ожидании увеличения доли после погашения обмененных Lybica акций», - полагает аналитик.
По мнению Анастасии Грачевой из UBS, многие инвесторы согласятся на обмен, просто чтобы сохранить свою прежнюю долю в золотодобывающем бизнесе «Северстали». Отказ от обмена акций имеет только в том случае, если воспринимать оценку Nordgold в $2,8 млрд с учетом долга как заниженную, отмечает она. В рамках неудавшейся попытки IPO в начале года, как известно, компания претендовала более чем на $4 млрд.
По итогам торгов на ММВБ в среду акции «Северстали» подешевели на 4,6%, до 424,7 рубля, при росте индекса на 3,1%. В течение дня спад доходил до 7%.
Негативную реакцию рынка аналитик «Уралсиб Кэпитал» объясняет тем, что реестр акционеров для участия в обмене был закрыт задним числом, а сложная структура сделки вызвала недовольство инвесторов.
В то же время Владимир Сергиевский из УК «Финам» видит в снижении котировок лишь отыгрыш самого факта выделения золотодобывающего бизнеса из компании.
| |