|
Казалось бы, чем лучше люди знают друг друга, тем проще им научиться жить в мире и согласии. На самом деле не всё так однозначно
Распространено мнение, что гуманитарные и экономические связи способствуют созданию прочного фундамента межгосударственных отношений. Проще говоря, чем лучше люди знают друг друга, чем интенсивнее они общаются, в частности, торгуют, тем проще им научиться жить в мире и согласии. На самом деле не всё так однозначно.
Посмотрим, например, на российско-украинские отношения. Кембриджский профессор как-то заявил с трибуны конференции: «Русские и украинцы, вероятно, два самых близких народа на земле». И действительно, мы очень близки, всё друг о друге знаем и понимаем.
В экономической сфере мы также сплетены тысячами уз, от газа до челночной торговли в приграничных районах. И что же? У нас в результате всё в порядке в политической области? Да нет, духовное братство и экономическая взаимозависимость сами по себе, а различия в государственных интересах - особняком.
Киев боится попасть в орбиту российского влияния, его влечёт на Запад, отсюда - разногласия. В недавнем прошлом Москва и Киев сталкивались по проблемам флота в Севастополе, косы Тузла, хотя продолжали при этом испытывать совместную любовь к Гоголю и Верке Сердючке.
Схожая картина в отношениях России с Грузией. Москва и Тбилиси рассорились отнюдь не из-за того, что мало знали друг друга и не испытывали потребности в экономическом сотрудничестве. Причина разлада лежит в чисто политической плоскости, в противоречиях по Абхазии и Южной Осетии. Из-за них дипотношения разорваны, но при этом граждане двух стран тепло общаются и вместе плачут, слушая печальные песни Брегвадзе и Малинина, и вместе смеются над похождениями героев «Мимино» и «Кавказской пленницы», поднимая в честь друг друга бокалы «Мукузани» и «Столичной».
Обратимся теперь к российско-американским отношениям. США - один из лидеров в зарубежных маршрутах наших граждан. Да и те из россиян, которые остаются дома, во многих сферах жизни отдают предпочтение Америке. Большая часть демонстрируемых в кинотеатрах и по телевидению фильмов отснята в США. Оттуда же транслируются кинофестивали, музыкальные шоу, поединки боксёров. Потоки американизмов захлёстывают Россию, чуть ли не ежечасно внедряясь в ткань русской речи. В моде заокеанские джинсы, iPad, рок-группы. Казалось бы, дядя Сэм должен удовлетворённо потирать руки: Россия у него в кармане и готова стать послушным партнёром. Но этого не происходит. Напротив, Кремль всё более решительно сопротивляется американской гегемонии, спорит с Соединёнными Штатами по многим принципиальным вопросам. В данной связи вспоминается начало XIX столетия. Когда Наполеон вторгся на наши просторы, дворянство, которое к тому времени офранцузилось до безобразия и даже французский язык предпочитало родному, тем не менее возглавило сопротивление захватчикам и сыграло важнейшую роль в разгроме наполеоновской империи.
А вот с Китаем всё наоборот. Мы покривили бы душой, если посмели бы утверждать, что народные массы России и Поднебесной без ума друг от друга и от культуры соседа. Мы переживаем, что в Китае уходит то поколение, которое владеет русским языком и досконально знает нашу страну. Но ведь именно когда это поколение находилось у власти, Москва и Пекин скатились к крайней враждебности. Ныне же российско-китайские политические отношения, невзирая на цивилизационную отчуждённость и вяловатую экономическую составляющую, являются образцовыми. Почему? Да по той очевидной причине, что политические интересы двух гигантских соседей в основном совпадают. С США же у Китая дела складываются совсем по-другому. В экономике стороны, пользуясь китайским выражением, «близки, как губы и зубы», товарооборот превышает российско-китайский почти в десять раз. Бурно развиваются гуманитарные связи: юные китайцы рвутся на учёбу в Новый Свет, а американцы испытывают почти религиозный экстаз по поводу достижений древней цивилизации Поднебесной. Но на фоне такого экономически-культурного слияния между Пекином и Вашингтоном разворачивается геополитическое противоборство. Нарастает напряжённость в китайско-японских отношениях, несмотря, опять же, на теснейшее экономическое сотрудничество и исключительную культурную близость двух народов - ведь цивилизация пришла в Японию из Срединной империи.
Подобные примеры из современной жизни человечества можно приводить бесконечно. Так что панацеи от политических противоречий нет. Вернее, панацея заключается только в урегулировании самих этих противоречий. Выдающийся английский историк Арнольд Тойнби в своих мемуарах отмечал, что в 1911 году немцы убеждали его: Германия и Великобритания настолько тесно сотрудничают в экономической, научной, культурной областях, что стали неразлучными партнёрами и уже никогда не будут воевать друг против друга. И Тойнби проникся оптимизмом, поверив в то, что Европе гарантировано светлое будущее. Но три года спустя Лондон и Берлин вместе с другими развязали Первую мировую войну. А затем была ещё Вторая - и ни экономическая взаимозависимость, ни культурная близость, увы, не помогли.
| |