|
МОСКВА, 1 декабря. Социальный взрыв несостоявшихся отпускников в канун Нового года - совсем не то, что нужно сейчас государству, но именно такими могут быть последствия неразбирихи с продажей авиабилетов компаниями, не имеющими лицензии на перевозку. Об этом пишет глава Института проблем глобализации Михаил Делягин в статье, опубликованной в четверг в «Независимой газете».
Речь идет в первую очередь о «Трансаэро», которая, не имея соответствующего разрешения Росавиации на выполнение рейсов в Рим, Милан и Венецию на Новый год, через свою дочернюю фирму развернула активную продажу билетов на эти направления - на рейсы, которые сегодня просто не могут вылететь. При этом представители компании, разумеется, тактично умалчивают об отзыве разрешения со стороны Росавиации и справедливо указывают, что они лично не несут ответственности за деятельность дочерней фирмы «Трансаэро». «Вероятно, после продажи через "Трансаэро-тур" достаточного числа билетов авиакомпания рассчитывает принудить Росавиацию восстановить отозванное разрешение, угрожая перспективой повторного, на сей раз уже рукотворного новогоднего коллапса в "Домодедово", - отмечает Делягин. - В конце ноября Росавиация направила в "Трансаэро" требование прекратить продажу билетов на не имеющие разрешения рейсы, однако почта в наше время ходит медленно, документы читаются вдумчиво, а "Трансаэро" сама билетов предусмотрительно не продает», - отмечает эксперт.
«Самое же главное заключается в том, что, если даже "Трансаэро" и подчинится заведомо запоздалому требованию регулятора (а не бросится в суд, как в прошлом году), пассажиры, заблаговременно купившие билеты у "Трансаэро-тур" на отмененные рейсы, окажутся в состоянии неопределенности: в лучшем случае им вернут деньги, а в худшем они могут узнать о своей утрате лишь по прибытии в аэропорт отправления», - отметил он.
Делягин напоминает, что похожая ситуация была в прошлом году. Тогда, несмотря на наличие назначенного перевозчика на Кипр и в Болгарию в лице «Аэрофлота», «Трансаэро» и «ВИМ-авиа» получили разрешения Росавиации на перевозки пассажиров в сезон отпусков на Кипр и в Болгарию. После протеста «назначенных авиаперевозчиков» - соответственно «Аэрофлота» и «Сибири» - разрешение было отозвано, но авиакомпании оспорили его в судах и в итоге выполнили рейсы. Таким образом, они «сняли сливки» с «высокого» сезона за счет «назначенных перевозчиков», получив перед ними весомое неконкурентное преимущество. «Вероятно, воодушевленная успехом, "Трансаэро" повторяет эту схему сейчас», - отметил Делягин.
Делягин обвиняет в сложившейся ситуации политику Минтранса. «Насколько можно судить, отсутствие установленных министерством обязательных для всех правил, прожектерство и внутренняя противоречивость действий приглашают бизнес к нарушениям в надежде на последующие уступки. И, наконец, просто вопиющим является отношение Минтранса к сегодняшней истории с итальянскими рейсами "Трансаэро". Представитель ведомства заявил, что все это не имеет к ним никакого отношения: мол, все вопросы необходимо адресовать Росавиации. Между тем по статусу Росавиация является всего лишь одним из подразделений Минтранса, так что говорить о его непричастности к данной ситуации просто абсурдно», - отмечает Делягин.
В свою очередь, авиакомпания, по его словам, демонстрирует шантаж государства, ставший, по сути дела, важным элементом бизнес-модели. «Шантаж, использующий в качестве заложников ни в чем не виновных и даже ни о чем не подозревающих пассажиров, просто купивших билеты у одной из российских авиакомпаний. Попытки покончить с ним могут привести к инициированию недобросовестными перевозчиками новых транспортных катастроф, дискредитации российских авиакомпаний как таковых и бегству российских пассажиров "под крыло" иностранных компаний», - считает Делягин.
По его мнению, каждый успешный случай такого шантажа будет увеличивать его масштабы, подрывая бизнес ответственно сотрудничающих с государством перевозчиков и подтачивая уже не только регулирование локального рынка, но и саму российскую государственность". Политолог уверен, что «назначенный перевозчик», то есть авиакомпания, которая гарантирует бесперебойность рейсов, в том числе и в «низкий» сезон, когда самолеты летают порой полупустыми, а часть билетов реализуется по бросовым ценам, удачный пример государственно-частного партнерства. Связанные с такими рейсами издержки (упущенную прибыль, а то и прямые убытки) назначенный перевозчик по согласованию с государством компенсирует (возможно, что и с лихвой) в «высокий» сезон, когда аэропорты ломятся от толп туристов.
| |