|
Страны Еврозоны смогут предоставлять гарантии по облигациям проблемных банков. Об этом договорились министры финансов стран еврозоны. Механизм призван облегчить банкам доступ к ресурсам на долговом рынке. Но ценность гарантий со стороны стран, которые сами утратили доступ на финансовые рынки, вызывает у экспертов сомнения.
Национальные правительства стран еврозоны смогут предоставлять госгарантии по облигациям проблемных банков. Об этом договорились министры финансов стран региона. Решение призвано облегчить банкам доступ к заемным средствам. Конкретные предложения по работе механизма и стоимости получения гарантий Европейская комиссия, как ожидается, представит в четверг. Ранее министры финансов ЕС обсуждали более масштабный план: предоставления гарантий от имени всех 27 членов союза. Но идею пришлось отвергнуть. Против предоставления совместных гарантий выступали наиболее развитые экономики ЕС, опасаясь, что участие в таком механизме негативно отразится на их кредитных рейтингах. <1>Помощь проблемным банкам путем госгарантий по долговым обязательствам - уже третья мера поддержки финансовой системы Европы за последние дни. Накануне министры финансы еврозоны догововорились о предоставлении частичных гарантий со стороны Европейского фонда финансовой стабильности проблемным европейским странам. Согласно достигнутому соглашению, фонд будет гарантировать 20-30% новых выпусков их облигаций. Кроме того для снижения напряженности рынков Центробанки ведущих развитых стран - Федеральная резервная система США (ФРС), Европейский центробанк (ЕЦБ), а также банки Канады, Великобритании, Японии и Швейцарии - с 5 декабря решили снизить ставки по долларовым свопам вдвое, до 50 базисных пунктов. Решение способствует снижению курса доллара и усилению спроса на рисковые активы. Новая мера призвана вернуть доверие к испытывающим проблемы европейским банкам, приоткрывая для них «окно» на внешние рынки заимствований. В 2011 году занимать на долговом рынке стало намного сложнее, подтверждением тому является рост ставки Libor, которая с июня выросла на 0,35% до 1,071%. Ситуация на долговом рынке напряженная, хотя до кризисного 2008 года далеко - тогда ставка достигала 4,17%. Но эксперты сомневаются в действенности решения. «Неспособность министров финансов создать вызывающий доверие механизм для оказания поддержки банкам проблемных стран - это огромный просчет, - приводит слова управляющего директора аналитической фирмы Re-Define Сони Капур издание WSJ. - Насколько полезными будут гарантии по обязательствам банков со стороны стран, которые сами утратили доступ на финансовые рынки?» Самые большие проблемы сейчас у банков в Италии и Испании, гарантии правительств которых не будут восприниматься рынком как гарантии. «Суть программы поддержки заключается в том, что страны с более здоровой финансовой системой будут поручаться за банки в "ослабленных" государствах. Но тогда возникает вопрос: не получится ли так, что сильные страны в случае предоставления значительных гарантий проблемным странам сами ослабнут и пополнят список проблемных государств?» - скептичен старший аналитик по долговым инструментам ФУ «Уралсиб» Антон Табах. Механизмом фактически будет управлять правительство Германии - страна с самой сильной экономикой среди стран ЕС, говорят эксперты. «Все вновь зависит именно от нее, - говорит Табах. - Расплачиваться за промахи проблемных стран Германии не интересно. Тем не менее, прогарантировать некоторые банки Германии все же придется: поддержка, скорее всего, будет оказана крупным банкам, с транснациональным бизнесом, проблемы которых повлияют на все страны». Минусом госгарантий окажется длительность принятия решения. «Гарантии по банковским облигациям придется получать в рамках переговорного процесса в каждом конкретном случае, что может сделать предлагаемый механизм не слишком оперативным, а значит, менее эффективным, чем, например, гарантии на уровне фонда финансовой стабильности. Реакция рынка на предлагаемое решение, вероятно, будет не слишком сильной», - говорит старший аналитик ИФ «Олма» Антон Старцев. Подобного решения европейских министров явно недостаточно для того, чтобы стоимость заимствований снизилась до докризисного уровня. «Несмотря на то, что принятая мера лучше, чем ничего, она, к сожалению, не сможет стать действенным универсальным инструментом для борьбы с проблемами финансового сектора Еврозоны», - отмечает главный экономист АФК «Система» Евгений Надоршин. Для того, чтобы банки региона перестало лихорадить, необходимо принимать более масштабные меры, а именно решать долговые проблемы стран еврозоны, считает аналитик ФЦ «Инфина» по банкам и макроэкономике Вероника Чекина: «Если бы ЕЦБ последовало примеру ФРС и включила печатный станок, наводнив рынки дешевыми деньгами, понизив курс евро до паритета с долларом или даже ниже, это могло бы подстегнуть экономический рост и помогло проблемным странам еврозоны выйти из кризиса. Но Германия не допустит таких радикальных мер: немцы, помня о гиперинфляции 1920-х годов, боятся ее на генетическом уровне».
Автор: Сюзанна Камара
| |