|
Лучшей памятью подобного рода обладают те, кто воспринимает черты лица других людей как нечто целостное, не анализируя их и не разбирая на составные части.
Знать и помнить людей в лицо - без этого невозможно представить наше с вами общение. Но нельзя отрицать, что люди запоминают черты друг друга по-разному - кто-то лучше, кто-то хуже. Психологи из Пекинского педагогического университета (Китай) полагают, что всё зависит от того, каким образом мы воспринимаем чужое лицо - как целостный объект или анализируя его по частям.
Эксперимент состоял в том, что 337 студентам обоего пола предлагали для запоминания лица или цветы - чтобы оценить способности к запоминанию у всех участников. В следующем тесте испытуемым показывали сложносоставные изображения, когда верхняя половина лица принадлежала одному человеку, а нижняя - другому. Когда верх и низ в такой картинке совмещены с резким переходом, мозг легче видит ошибку, чем тогда, когда переход сглажен. Во втором случае мозг формирует новое, незнакомое лицо, воспринимая его как целостность. Аналогично склонность к целостному восприятию проявляется тогда, когда человека просят узнать только часть лица: например, узнаёт ли он знакомый нос, глаза или рот. Обычно нам проще узнать лицо целиком, чем знакомый нос среди многих других носов, показанных отдельно от лиц. И чем сильнее выражено это свойство, тем, значит, сильнее у человека целостное восприятие чужой внешности.
В итоге оказалось, что память на лица лучше у тех, кто воспринимает чужой облик более целостно, то есть у продемонстрировавших соответствующие результаты в тестах с «двойным лицом» и отдельными частями. Аналитическое восприятие как раз вредило запоминанию чужого облика. При этом никакой зависимости между уровнем интеллекта и памятливостью на лица учёным обнаружить не удалось, из чего был сделан следующий вывод: «обработка портретов» - процесс для нашей нервной системы в чём-то уникальный и независимый от других.
Результаты экспериментов исследователи собираются опубликовать в журнале Psychological Science.
Это могло бы объяснить, почему одни легко запоминают лица, а другие - совсем наоборот. Например, у больных аутизмом явно гипертрофирована аналитическая сторона восприятия, из-за чего любое лицо распадается на отдельные черты, и связь между ними для человека остаётся загадкой. Аналитические процессы необходимы для оценки окружающей действительности и её элементов, но в социальном общении ведущую роль начинают играть целостные (холистические) аспекты восприятия.
Подготовлено по материалам Американской психологической ассоциации.
| |