|
Программа «Вести в субботу» публикует полное интервью с президентом России Дмитрием Медведевым. Оно частично было показано на этой неделе каналом «Россия 24», включено в документальный фильм, посвященный юбилею создания Государственного совета.
- Вы сейчас вспомнили о том, как в 2000 году менялся порядок избрания Совета Федерации - оттуда ушли губернаторы, их заменили представители, но ведь с тех пор изменился и порядок формирования самого губернаторского корпуса. Внесло ли это изменение в работу Госсовета, и каков его коллективный портрет?
- Состав губернаторского корпуса такой, какой есть. Это всегда набор людей со всеми их возможностями, достоинствами, недостатками, поэтому это рабочий, живой организм. Неважно, каким образом формируется исполнительная власть на местах. Главное, чтобы соответствующие должностные лица хорошо, эффективно работали, не прятались у себя в зданиях, не занимались бы марафетом этих зданий, а помогали бы людям жить, помогали бы своим территориям развиваться, руководили бы всеми экономическими, социальными процессами, решали сложные задачи, особенно в кризисный период или в период стихийных бедствий, как это было недавно в нашей стране. Поэтому от порядка формирования Государственного совета его эффективность, на мой взгляд, не должна зависеть. Это орган, который собирает всех действующих губернаторов. Они такие, какие есть, и они должны работать.
- Губернаторы не только, какие есть, но и какие стали за этот год. Губернаторский корпус здорово обновился.
- И какие стали, конечно. За последнее время мы видим обновление губернаторского корпуса. Я считаю, что это объективно и, действительно, практически треть действующих губернаторов - это новые люди.
- Будет продолжено?
- Обязательно должны приходить новые, современные люди, должно происходить и объективное омоложение губернаторского корпуса при сохранении преемственности. Но самое главное - губернаторы должны действовать как эффективные управленцы, подготовленные к современной жизни. И, как мне представляется происходящая ротация, новые люди отвечают этим требованиям.
- Я не удержусь и задам дополнительно один подвопрос, учитывая события последних недель. Как измеряется общественное доверие в качестве критерия работы губернатора?
- Это правильный вопрос. Потому что некоторые наши коллеги в какой-то момент решили, что в связи с изменением порядка формирования исполнительной власти, наделения полномочиями теперь можно, собственно, расслабиться и с народом не говорить, а если говорить, то реже. Все равно не избирают напрямую, а используется опосредованное избрание. Это все равно демократия, но она опосредованная: президент по предложению партии представляет, законодательный орган избирает. Но это неверно.
Этому человеку, руководителю территории, нужно работать с людьми, поэтому я давно дал поручение администрации президента следить за рейтингами губернаторов, за соотношением между так называемыми рейтингами и антирейтингами, доверием и недоверием. Здесь нет прямой механической зависимости: рейтинг упал - и до свидания. Но это повод губернатору призадуматься, что происходит, насколько довольны его действиями люди, население территории, где он губернаторствует. Поэтому этот показатель обязательно используется при решении вопроса - продлевать полномочия тому или иному должностному лицу или нет. Этот показатель не единственный, но он очень важный.
- В Калининграде красная лампочка зажглась, где-нибудь еще мерцает?
- Всегда где-то что-то мерцает, но у губернатора, если он чувствует, что что-то вздрагивает, есть возможности немножко добавить оборотов или поднять напряжение. Тогда лампочка мерцать не будет, а загорится в полный накал.
- Вы, когда председательствуете на Госсовете, смотрите в зал, там много ваших «тезок». Не в том смысле, что они Дмитрии Анатольевичи, а в том смысле, что они президенты. Сейчас возникла идея отказаться от использования такого титула в регионах. Как вы к ней относитесь?
- Мне кажется, это сами регионы должны решить. Я посмотрел, действительно, ряд кавказских и других регионов выступили с такими предложениями. Вообще-то названия могут быть разные, но, с одной стороны, эти названия не должны вносить сумятицу, не должны создавать недоразумения. Поэтому если наши коллеги - губернаторы и президенты - будут выходить с такими инициативами, и если этот вопрос возникнет, он может быть рассмотрен. Может быть, и законодательство можно поменять. Но инициатива должна принадлежать самим руководителям субъектов федераций и самим законодательным органам. Потому что у нас все-таки федерация, и в этом смысле она имеет определенную специфику.
С другой стороны, должно быть и некое унифицированное начало. И, наверное, люди должны все-таки объективно понимать, о чем идет речь, кто конкретно имеется в виду, когда к нему применяется то или иное название. Это, кстати, касается не только президента. У нас есть Государственная дума, которая является законодательным органом субъектов федераций. Здесь-то тем более может быть путаница. Поэтому мне кажется, что здесь нужно посмотреть на инициативу: если сами субъекты к этому готовы, я возражать не буду.
| |