|
Сирия получит российские крылатые ракеты «Яхонт», которые защитят страну от нападения с моря. Западные эксперты называют это вооружение одним из передовых. Считается, что ракеты практически невозможно обнаружить и перехватить.
США и Европа обеспокоены и напоминают о санкциях против Сирии, но в Москве не намерены срывать военный контракт с Дамаском, который был заключен еще несколько лет назад. Политологи также замечают, что Россия не станет реагировать на замечания Европы и США, помня о сложных переговорах по теме американской системы ПРО и несговорчивой позиции Вашингтона. Корреспондент «Вестей ФМ» Николай Осипов выяснял, что так взволновало Запад.
Береговые комплексы «Бастион» с крылатыми ракетами «Яхонт» - предмет контракта между Москвой и Дамаском, который оценивают приблизительно в 300 миллионов долларов. Поставки оружия в Сирию давно раздражали Запад, вызывали нервные комментарии в Европе и США, некоторые российские предприятия даже вносили в черный список, но договоренности остались в силе. Ряд источников утверждает, что в ближайшее время Дамаск получит несколько комплексов «Бастион», чтобы закрыть от возможного нападения всю свою береговую линию. О характеристиках этого вооружения в эфире «Вестей ФМ» рассказал главный редактор журнал «Национальная оборона», директор Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко.
«Бастион» предназначен для поражения надводных кораблей различных классов и типов, сам комплекс позволяет обеспечить защиту участка побережья протяженностью более 600 километров как от десантных операций противника, так и попыток подойти к территориальным водам. Важно отметить, что на заключительном этапе полета, перед атакой цели, ракета летит на очень низкой высоте (порядка 10-15 метров) и с огромной скоростью поражает цель. Ни один современный корабль, существующий сегодня, не способен перехватить и сбить эту ракету", - утверждает Коротченко.
Российским специалистам еще предстоит обучить сирийцев работе с этими комплексам. А на Западе уже всерьез обеспокоились информацией о поставках «Бастионов». Евросоюз и Штаты активно собирают сторонников ужесточения санкций против Сирии, там явно не заинтересованы в усилении обороны этой страны и на таком фоне поставки из России выглядят явным раздражителем. Политологи замечают: момент особый, Москва получила возможность ответить на несговорчивость партнеров по теме американской системы ПРО в Европе, обращает внимание ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов.
«Москва предприняла ряд шагов в этом направлении, включая кубинский демарш, активизацию вооружения "Искандерам", а также усиление позиции на Ближнем Востоке. Очевидно, что это не устраивает Вашингтон и в большей степени саудитов, которые активизировали давление на Дамаск по вопросу усиления своих позиций», - констатирует Абзалов.
Комментарии официальных сторон при обсуждении вопроса похожи - НАТО уверяет, что объекты ПРО не опасны для России, Россия аналогичным образом утверждает, что ракеты «Яхонт» не опасны для Запада. И действительно, это вооружение создано главным образом для защиты от корабельных атак, то есть нападать с их помощью никто ни на кого не собирается. А что касается опасений, будто оружие может попасть к террористам, то здесь все уже зависит от того, как себя будут вести другие страны, комментирует заместитель директора Института США и Канады РАН Павел Золотарев.
«Я бы обратил внимание на последствия событий в Ливии, где из-за вмешательства внешних сил сложилась ситуация внутри, когда огромное количество переносных ЗРК попало в руки неизвестно кого. Как это себя проявит по всему миру - это мы еще посмотрим. А здесь по принципу - в чужом глазу соринку видим, а в своем бревна не замечаем. Россия достаточно строго подходит к экспорту вооружений и присоединяется к санкциям, когда считает их обоснованными. На примере Ирана это видно, когда настаивали на том что не стоит поставлять комплекс С-300, российская сторона не осуществила эти контракты в ущерб себе», - рассуждает Золотарёв.
Самое главное, на чем делают акцент наблюдатели - введенные европейцами санкции с позиции международного права никак не блокируют военно-технические связи между Москвой и Дамаском, то есть поставки не нарушают никаких норм, чего нельзя сказать о снабжении оружием оппозиционных сил. Возникает военно-политический парадокс - легальная торговля оружием с официальным режимом страны вызывает протесты, тогда как, по сути, нелегальное снабжение оружием повстанцев не встречает никаких замечаний.
Многие обращают внимание еще и на тот факт, что санкции западных стран все чаще направлены против тех, кто покупает российское оружие, то есть параллельно идет борьба за рынок вооружений. И Запад активно претендует на традиционные российские рынки сбыта, причем не с помощью более совершенного товара, а с помощью политических уловок, считает Дмитрий Абзалов.
«Например, Саркози активно продавал и будет продавать истребители в Ливию. То же самое происходит с взаимоотношениями с Индией. Идет борьба за рынки. И санкции в отношении российских компаний применяются даже в том случае, если компании как таковые деятельность не ведут. Предпоследняя серия санкций была связана с предполагаемой поддержкой того же Ирана. Они не всегда носят объективный характер, а сильно зависят от интересов оборонки ЕС и США», - отмечает Абзалов.
США не очень довольны развитием военно-технического сотрудничества с Кубой, пытаются разорвать военно-технические контакты России и Сирии, этим демонстрируя происходящую борьбу интересов. Во всех случаях находится объяснение: кубинский социализм опасен, сирийский режим недемократичен, их нельзя вооружать, однако все это не мешает Вашингтону вести аналогичные переговоры о поставках оружия Бахрейну, где, как и в Сирии, бурлят демонстрации. Но в данном случае вопросов о недемократичности уже не возникает.
| |