|
Выходом из долгового кризиса для Европы может стать формирование бюджетного союза, заявила канцлер Германии Ангела Меркель. Новая бюджетная система потребует отказа от суверенитета и приведет к развалу еврозоны, не сомневаются экономисты: в нее не вписываются переферийные и перегруженные долгами страны Европы.
«Мы не просто говорим о бюджетном союзе, мы находимся на пороге его реализации. Я говорю о бюджетном союзе с жесткими правилами, как минимум, в отношении еврозоны», - заявила канцлер Германии Ангела Меркель, выступая в Бундестаге. Заявление прозвучало накануне встречи канцера с президентом Франции Никола Саркози, которая пройдет в понедельник, 5 декабря. Лидеры двух крупнейших европейских экономик подготовят план реформ к саммиту ЕС 9 декабря в Брюсселе. План будет направлен на создание «стабильного союза», который предполагает жесткие нормы бюджетной дисциплины и санкции за их неисполнение, а также наднациональный надзор за бюджетами стран. Накануне Саркози, выступая в Тулоне, также говорил о необходимости жесткого контроля за национальными бюджетами. По словам Меркель, нормы должны быть обязывающими, а санкции применяться автоматически: «Мы должны вернуть себе доверие, которое уже 60 раз подвергалось серьезным ударам». Германия предлагает отправлять страну-нарушителя в Европейский суд. Сейчас бюджетные показатели стран Евросоюза зафиксированы в Маастрихстких соглашениях - дефицит бюджета не должен превышать 3% ВВП, госдолг должен быть менее 60% ВВП. Но за последние десятилетия правила бюджетной политики нарушилась около 60 раз, в том числе самой Германией. Общий госдолг еврозоны составляет 89% ВВП: среди самых злостных нарушителей - периферийные страны еврозоны: на начало 2011 года госдолг Греции составлял 142% ВВП, Италии - 119% ВВП, Ирландии - 96,2% ВВП, Португалии - 93% ВВП. Только три страны зоны евро - Люксембург, Финляндия и Словения - выполняют критерии и соблюдают бюджетную дисциплину. Сейчас бюджет Евросоюза и бюджеты национальных государств разграничены. Бюджетная политика стран-членов децентрализована и основана на решениях правительств отдельных государств, а бюджет союза направлен, скорее, на функционирование самой организации, а не на решение общенациональных проблем. Бюджетный федерализм подразумевает централизованную систему, объединяющую бюджеты всех членов союза. Налоги и платежи выводятся на союзный уровень при существовании относительно автономной бюджетной системы государств-членов. Бюджетный союз - единственное, что сможет спасти еврозону, уверена Меркель. По ее словам, выпуск единых гособлигаций еврозоны или превращение Европейского Центробанка (ЕЦБ) в кредитора последней инстанции не решат проблем долгового кризиса. «Доверие к этим двум институтам - судам и центральным банкам - огромная ценность нашей демократии, и наша задача защитить и сохранять их», - подчеркнула канцлер. О федерализации Европы говорили давно, но на практике это реализовать трудно, говорят эксперты. «Невозможно оформить фискальный союз быстро. Такие проекты делаются долго и консенсусно, а в пожарном порядке это приводит только к развалу. Даже для еврозоны это займет пару лет», - говорит старший аналитик по долговым инструментам ФК «Уралсиб» Антон Табах. Главная проблема - отказ от суверенитета, необходимый для создания бюджетного союза. Но на это согласятся не все страны еврозоны. «Я могу себе представить фискальный союз Франции, Германии, стран Бенилюкс, Финляндии, может еще кого-то, но с трудом представляю себе в этом союзе ту же Эстонии или даже Италию», - говорит Табах. По словам эксперта, сейчас слишком резкое и самоуверенное заявление политика может привести к отрицательному результату: «После заявлений Меркель еврозона в нынешнем виде не просуществует: либо развал, либо сокращение, - рассуждает Табах. - Европе нужно что-то делать. Но то, что делать нужно, невозможно. А то, что сделать можно, - опасно, чревато, крайне неприятно и нарушает все порядки». Директор Центра макроэкономических исследований Сбербанка Ксения Юдаева видит в заявлении Меркель «ограниченные меры». «Например, более жесткие решения по отношению к государствам, которые не выполняют Маастрихстские соглашения. Максимум, какие-то процедуры "защиты бюджетов" на общем комитете. Но пока речь не идет о создании какого-то бы то ни было федерального казначейства, которое бы собирало налоги. Пока такой централизации, как в США, не будет», - уверена она.
Автор: Ольга Танас
| |