|
В сотнях метров под поверхностью одного из самых больших ледников Исландии появились признаки извержения вулкана Катла, которое может стать самым мощным в стране за последнее столетие.
По мнению ученых, последствия грозят быть очень тяжелыми, особенно если под действием высокой температуры расплавится покрывающий его ледник. С подробностями для радио «Вести ФМ» - директор Института вулканологии и геодинамики Российской академии естественных наук Генрих Штейнберг.
«Вести ФМ»: Когда было извержение Эйяфьятлайокудля, всех пугали, что самое страшное случится, если проснётся Катла. Неужели это действительно произошло?
Штейнберг: Пока что говорить рано о том, что проснётся, что начнётся извержение. Но уже совершенно ясно, по-видимому, что идёт подготовка к извержению. Она не всегда заканчивается извержением. В отличие от землетрясений, извержение вулканов прогнозируется достаточно точно. И поэтому в развитых странах - в Японии, Италии, Соединённых Штатах - извержений неожиданных не бывает. Обычно за разные интервалы от 1-2 месяцев до 2 недель определяется, что на вулкане идёт активизация. Но это ещё не значит, что это закончится извержением.
«Вести ФМ»: Так в каком состоянии сейчас находится Катла? И что значит «подготовка к извержению»?
Штейнберг: Подготовка к извержению обычно по сейсмическому режиму определяется. Начинается землетрясение под вулканом на небольших глубинах сравнительно. А вот примерно за 3-4 дня до извержения уже можно рассчитать дату и место начала извержения. То есть 3-4 дня - это интервал, достаточный для того, чтобы эвакуировать население из опасной зоны. А опасные зоны устанавливаются заранее. Есть такое направление - вулканическое районирование. То есть определяются зоны, опасные для людей и жизнедеятельности, в зависимости от мощности извержения.
«Вести ФМ»: Когда может, по вашим оценкам, начаться извержение Катлы, если оно начнётся?
Штейнберг: Сейчас я непосредственно информацией не располагаю. Но, вообще говоря, активизация начинается за 2 недели, за месяц, за 2 месяца.
«Вести ФМ»: Какие могут быть последствия? Кто окажется в зоне бедствия?
Штейнберг: Чтобы ответить, кто окажется в зоне бедствия, надо иметь перед глазами карту района. То есть я сейчас просто не знаю, на каком удалении от вулкана находятся населённые пункты.
| |