|
Знакомый всем нам Евросоюз навсегда уходит в прошлое. Начинающаяся неделя определит контуры будущей Европы и направление ее развития, по меньшей мере, на ближайшее десятилетие. Все точки над «и» должны быть расставлены в Брюсселе на саммитах зоны евро 8 декабря и ЕС - 9 декабря.
Глобальных сценариев два.
Первый - катастрофический. Если саммиты завершатся провалом, это станет началом стихийной дезинтеграции зоны евро, возврату к национальным валютам, после чего неизбежно последует распад ЕС или продолжение его существования, но уже в виде фантомной организации.
Такой сценарий маловероятен. Дело даже не в том, что он обойдется европейцам бесконечно дороже, чем самый дорогой план сохранения Европы. Это будет крах мировоззрения нескольких поколений жителей Европы, который в условиях усугубляющегося экономического кризиса неизбежно приведет к тяжелейшим социальным потрясениям. Он также приведет к угрозе возникновения в Европе откровенно популистских или националистических режимов - со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Второй вариант - это создание Евросоюза-2, федеративной Европа или Соединенных Штатов Европы. Все эти названия на деле означают одно: качественно новый этап интеграции, закладку фундамента единого европейского сверхгосударства.
Именно этот сценарий активно разрабатывается сегодня ведущими странами зоны евро - Германией и Францией. К ним хотела бы присоединиться Италия, но ее шаткое финансовое положение лишает ее необходимого для этого веса. Еще одним беспрецедентным поворотом в процессе европейской интеграции стало быстрое оформление лидирующей роли Германии в новой Европе и «вытеснение» Франции на вторую позицию.
Все последние 60 лет Германия, как побежденная во Второй мировой войне страна, играла активную, но подчиненную роль в интеграционном процессе. Однако, эта ситуация изменилась. Сегодня у власти в Берлине первое поколение политиков, не страдающих комплексом вины за последнюю мировую войну. Кризис помог Германии осознать свой вес, как первой экономики ЕС, без которой невозможны никакие экономические программы спасения евро. Одновременно кризис показал немецкому истеблишменту, что у Германии есть и собственные национальные интересы, которые не обязательно точно совпадают с интересами всего ЕС, или большинства его стран.
После интенсивной внутренней дискуссии и переосмысления своей роли в Европе, происходивших в 2010-2011 годах, в ФРГ был достигнут внутренний консенсус о заинтересованности Берлина в сохранении единой Европы. Однако, отныне Германия намерена при этом выдвигать свои требования и добиваться их выполнения. Платой за это станет ее помощь наиболее слабым странам еврозоны.
В течение последних трех недель лидеры Германии и Франции вели напряженные консультации, результатом которых стал подготовленный к саммиту совместный проект масштабной реформы ЕС и зоны евро. Согласно его тексту, зона евро превращается в «экономическое ядро» сообщества - бюджетно-налоговый союз. Страны-члены будут связаны между собой жесткими правилами экономической деятельности и поддержания бюджетной дисциплины. Для этого потребуется внесение дополнений в Лиссабонское соглашение и другие базовые документы ЕС. Все ключевые решения страны еврозоны отныне будут принимать квалифицированным большинством, что спрямит и упростит систему управления сообществом. Им предстоит также отказаться от суверенного контроля за формированием национальных бюджетов. Еврокомиссия получит право проверять проекты национальных бюджетов до их утверждения парламентами. Все возражения и комментарии по расходам и доходам Брюссель будет сводить в единый документ и возвращать его национальным правительствам. Если отдельная страна игнорирует замечания по основным бюджетным показателям, вопрос выносится на Совет ЕС на уровне министров. Он получит возможность вмешательства в национальное налоговое законодательство, а также передачи дел в Европейский суд юстиции на государства и отдельных официальных лиц стран-членов ЕС, которые не выполняют принятые основополагающие решения по размеру дефицитов и иных государственных расходов.
Принятие механизма жесткого контроля за госрасходами открывает путь для нового пакета мер по стабилизации финансового рынка еврозоны и смягчения Германией своей позиции по вопросу об оказании помощи странам зоны евро.
Глава Европейского центробанка /ЕЦБ/ Марио Драги уже дал понять, что готов расширить стабилизационную программу в отношении рынка гособлигаций еврозоны. В ее рамках он намерен поддерживать цены на облигации Италии и Испании с тем, чтобы не допускать роста доходности по ним выше определенного уровня. Кроме того, возможно дополнительное страхование этих ценных бумаг на уровне 20-25 проц за счет средств европейского стабфонда, что повысит их привлекательность для инвесторов.
Наряду с этим Центральные банки государств ЕС через Международный валютный фонд предоставят крупные кредиты тем странам еврозоны, которые испытывают финансовые трудности.
В Берлине и Брюсселе считают, что этих мер должно хватить для того, чтобы убедить рынки в серьезности намерения Евросоюза найти долгосрочный выход из нынешнего финансового кризиса и заложить основы более конкурентоспособной экономике.
Ожидается, что процесс утверждения нового бюджетно-налогового союза еврозоны займет около 6 месяцев. Одновременно лидеры стран еврозоны предложили государствам ЕС, находящимся сейчас вне этого валютного союза, присоединиться к новому механизму и тем самым ускорить свое присоединение к евро.
Именно здесь, по мнению экспертов, и заключается одно из главных и почти неизбежных негативных последствий предстоящего саммита. Великобритания и, вероятно, Швеция, сохранившие собственные национальные валюты, едва ли готовы пойти на сокращение суверенитета своих парламентов в обмен на вовлеченность в процесс выработки решений внутри еврозоны. Тем самым создается угроза ослабления связей между экономическим ядром ЕС /еврозоной/ и не входящими в него государствами. Между тем, при усилении интеграции между странами зоны евро уровень интеграции с не вошедшими в нее странами неизбежно ослабнет.
Таким образом, платой за создание Соединенных Штатов Европы с большой вероятностью станет реализация концепции Европы «концентрических кругов» или «двух скоростей». А это значит, что государствам и соответственно европейским народам придется выбирать - или идти в единую Европу в обмен на сокращение своего суверенитета, или отойти на периферию европейского проекта.
Видимо, это плата Евросоюза за свидание с Историей, избежать которой он уже не может.
| |