|
В Берлине вручили первую кинопремию сезона - награды Европейской киноакадемии. Лучшим европейским фильмом года была признана «Меланхолия» Ларса фон Триера. На церемонии присутствовал обозреватель «Вестей ФМ» Антон Долин.
Конечно, парадокс: и в Каннах, когда скандал с псевдофашистскими неуместными шутками Ларса фон Триера был совсем свежим, было очевидно, что «золота» его последнему шедевру, «Меланхолии», не видать (обошлось малой «пальмой» за актерскую работу Кирстен Данст), а уж в самом антифашистском городе Земли, Берлине, совсем странным было видеть абсолютный триумф датчанина-провокатора.
На вручении премий Европейской киноакадемии картине Триера дали приз как «Лучшему фильму года», добавив две награды - оператору и художнику-постановщику. Сам режиссер за призом не приехал. На сцену вышла его жена Бенте Триер и сказала следующий текст: «Ларс ничего вам не передал, поскольку он решил не делать больше официальных заявлений, но просил вас поприветствовать как-нибудь потеплее», - и помахала залу правой рукой, держа в левой приз.
Зато коллективное бессознательное Академии уравновесило этот приз наградой за «Лучшую режиссуру», отданной сопернице Триера и его соотечественнице Сюзанне Биер, автору фильма «Месть», награжденной в начале года «Золотым глобусом» и «Оскаром»: именно это, скорее всего, спровоцировало Триера на его неполиткорректные шутки в Каннах. В итоге, торжество Дании было абсолютным. «Да вы все тут чертовы датчане!» - с удивлением констатировал со сцены британец Стивен Фрирз, зашедший за почетной наградой, присужденной по совокупности его работ. Действительно, второй такой итоговый приз был тоже отдан датчанину - прекрасному артисту Мадсу Миккельсену, знакомому в Дании каждой собаке, а за её пределами прославившемуся в основном ролью злодея в «Казино "Рояль" и недавним Рошфором в "Трех мушкетерах".
К слову, награждал его хоть и швед, Стеллан Скарсгард, но тоже давний триеровский актер и патентованный скандинав. Британцам, впрочем, тоже достались не худшие награды - за "Лучший монтаж" и, разумеется, "Лучшую мужскую роль" наградили "Король говорит": кто мог бы противостоять Колину Ферту? Этот же фильм, к радости получавшего награду режиссера, был признан лучшим по итогам зрительского интернет-голосования. Плюс, Тильда Суинтон стала лучшей актрисой благодаря драме "Что-то не так с Кевином", любимому фильму всех англичан и победителю Лондонского фестиваля, а за лучшую короткометражку "Семейка Холли" был награжден американец по рождению, но британец по гражданству Терри Гиллиам.
Французы тоже не были обижены: композитора Людовика Бурса наградили за изумительный саундтрек к немой мелодраме "Артист", а потом весь зал встречал стоячей овацией великого старца Мишеля Пикколи.
Ну, а безупречные братья Дарденны получили приз за лучший сценарий к "Мальчику с велосипедом". Однако характерно, что этот фильм, оцененный каннским Гран-при, все-таки уступил фильму-катастрофе Триера: видимо, за последние полгода апокалиптические настроения в мире заметно возросли, а Европу накрыла предсказанная датским режиссером меланхолия.
| |