|
ТЮЗ последним из челябинских театров закрыл сезон. Этот год для молодежного коллектива оказался не простым - под занавес сезона театр покинул главный режиссер, вместе с ним ушла почти половина труппы.
ТЮЗ последним из челябинских театров закрыл сезон. Этот год для молодежного коллектива оказался не простым - под занавес сезона театр покинул главный режиссер, вместе с ним ушла почти половина труппы. Однако. несмотря на все сложности, театру удалось в короткие сроки подготовить новую работу. Вчера состоялась генеральная репетиция спектакля «Гроза». Свой вариант прочтения самой известной пьесы Островского предложил выпускник Щукинского училища Олег Иванов . Нынешняя постановка «Грозы» в челябинском ТЮЗе уже третья по счету. В свое время спектакль Тенгиза Махарадзе принес труппе успех. Семь лет назад театр вновь обратился к классике, пригласив в качестве постановщика режиссера из Златоуста Бориса Горбачевского. Новая версия представляет взгляд молодого поколения, пытающегося осмыслить старый сюжет. Режиссер-постановщик Олег Иванов отмечает: «В процессе работы над спектаклем я больше и больше убеждался, насколько пьеса актуальна. Потому что момент напряжения - там два рода напряжения -социальное и психологическое - они присутствуют и у нас, теперь». Выпускник Щукинского училища Олег Иванов приехал в Челябинск для постановки дипломного спектакля. Доверить серьезную работу начинающему режиссеру - дело достаточно рискованное. Ситуацию осложнил массовый уход артистов, отправившихся вслед за Владимиром Ореновым в поисках лучшей доли. Пришлось корректировать распределение ролей и производить замену артистов. Однако трудности не заставили театр отказаться от своих планов. «Сезон был очень сложный, - считает Роза Орлова, директор ТЮЗа. - Мы выпустили пять спектаклей, труппа устала, естественно. Сегодня вы увидите генеральный прогон. Репетиции еще будут продолжаться в начале сентября перед открытием сезона. Это будет премьера нового сезона. Ставку нужно делать на молодых, у них иной взгляд, иные взаимоотношения». Молодой режиссер предлагает зрителю, если можно так выразиться, осовремененную версию «Грозы». Спектакль изначально не содержит каких бы то ни было временных указателей, подчеркивая таким образом, что эта история могла происходить в любую эпоху. Режиссер заостряет внимание на внутреннем состоянии героев, их взаимоотношениях, отодвигая характерное для Островского бытописательство на второй план. Тем самым пытаясь возвысить бытовую в сущности драму до уровня поэтической трагедии. Актриса ТЮЗа Кира Ханжина делится: «Это современная трактовка, которая понятна и сейчас и лет через 10. Потому что здесь важно было выразить чувства и отношения между людьми. А они во все времена остаются прежними. Время может корректировать, но чувства остаются те же вне зависимости от времени». Для актрисы Киры Ханжиной - это повторное обращение к роли Катерины. К сожалению, избежать искушения изобразить луч света в темном царстве ей не удалось. Да режиссер и не ставил подобной задачи. Образ героини трактуется вполне традиционно - как цельная личность, гибнущая в столкновении с жестоким миром. «Это не только хороший, глубокий человек, в этом тоже есть некий перекос - не может человек лгать. Поэтому она и покидает этот мир. Потому что все-таки в нашем мире нельзя жить честно, все равно какие-то компромиссы в чем-то должны быть», - считает Олег Иванов. Главная тема, заявленная в спектакле, - освобождение. Каждый из героев жаждет свободы и каждый должен в финале ее получить, но заплатив при этом дорогую цену. На самом деле режиссерская идея читается лишь в случае с Катериной, и опять же вполне традиционно - смерть приносит ей долгожданное освобождение. В остальном главная мысль обозначена лишь пунктиром: Тихон избавляется от материнской опеки, Кабаниха - от ревности и ненависти к невестке. Что происходит в финале с остальными персонажами, остается лишь догадываться. В сентябре репетиции над спектаклем продолжатся и, возможно, на премьере в новом сезоне зритель получит более ясные ответы на все вопросы.
| |